На референдуме 23 июня большинство британцев (51,9%) проголосовали за выход Лондона из Евросоюза. О том, что ждать после Brexit российским туристам и бизнесменам и как будут развиваться двусторонние отношения в интервью заместителю руководителя международной редакции РИА Новости Кристине Луна-Родригес, рассказал посол Великобритании в России Лори Бристоу.
— Господин посол, стоит ли ожидать каких-либо изменений в экономическом сотрудничестве между Россией и Великобританией после референдума о выходе Лондона из ЕС? Можем ли мы ожидать улучшения отношений с того момента, как Лондону уже будет не нужно координировать свои действия с Европейской комиссией?
— Прежде всего, мы хотим укрепить экономические отношения с Россией на фоне выхода РФ из рецессии. Великобритания является крупным инвестором в Россию и Россия является крупным торговым партнером для Великобритании, Россия также крупный инвестор в экономику Великобритании. В настоящее время мы сотрудничаем с около 100 российских компаний, которые планируют инвестировать около 600 млн фунтов в Великобританию, что позволит нам создать около 350 рабочих мест в самой Великобритании.
Самое важное для нас здесь отметить, что мы хотим по-прежнему оставаться открытыми в сфере торговали и инвестиций со всеми нашими крупными торгово-экономическими партнерами. Это касается таких областей, как финансовые и юридические услуги, нефтегазовая сфера, фармацевтика, образование, креативная экономика.
Нам нужно вести переговоры с Европейским союзом о том, какими станут наши отношения в будущем, но это никак не связано с Россией.
— Можем ли мы с учетом прошедшего в Великобритании референдума по выходу из ЕС ожидать какие-либо изменения в визовом режиме с Россией?
— Нет никаких планов по изменению визового режима с Россией. Визовой режим у нас со многими странами мира, Россия лишь одна из них. Существуют две цели визового режима — привлечь туристов и защитить наши границы. Мы хотим, чтобы россияне приезжали в Великобританию с туристическими, образовательными и рабочими целями.
Надеюсь, россияне чувствуют себя желанными гостями в Великобритании. Возможно, дешевеющий фунт также простимулирует и приведет к тому, что больше людей будет приезжать. В этом году мы уже обработали 62 тысячи заявлений на визы для граждан России, и это увеличение на 7,6 процента по сравнению с таким же периодом прошлого года. 96 процентов заявителей получили свои визы, что равно показателям прошлого года.
— Намерен ли Лондон координировать свою политику в отношении санкций против России с ЕС с учетом результатов референдума? Можно ли ожидать каких-либо изменений в отношениях с Россией, особенно в области отмены режима санкций?
— Я разобью этот вопрос на две части. Прежде всего, все 28 стран ЕС согласовали санкции. Это было продуманным и пропорциональным ответом ЕС на действия России на Украине. Мы все отлично знаем, что Россия должна сделать для того, чтобы режим санкций был снят: Россия должна выполнить положения Минских соглашений. Мы надеемся, что и Россия, и Украина выполнят положения Минских соглашений и мы сможем двигаться дальше.
Что касается отношений Великобритании и России, то мы всегда руководствовались своими интересами, я думаю, это же применимо и к самой России. Наши дипломатические отношения длятся уже 450 лет. В течение всего этого времени мы с Россией решали различные проблемы и мы являемся такими странами, которые имеют колоссальное влияние на формирование международной повестки дня. На данный момент мы стараемся сотрудничать с Россией и мы можем делать это, например, в таких областях, как противодействие терроризму, пытаясь достичь мира и стабильности в Сирии и на Ближнем Востоке. Мы также хотим защищать свои интересы там, где Россия бросает им вызов, например, на Украине. У нас очень тесные связи с Россией в сфере экономики, бизнеса, о чем я уже говорил.
В качестве примера такого тесного и важного взаимодействия в наших отношениях я могу отметить, что совсем недавно мы анонсировали запуск производства лекарства по борьбе с СПИДом компанией GSK в России.
У нас также тесные связи в сфере образования, многие россияне приезжают для обучения в британские школы, университеты. Ведутся выдающиеся обмены в сфере культуры.
Что касается наших глобальных интересов, я уже упоминал о том, что наши обе страны работают над формированием глобальной повестки дня. Какими бы ни были наши отношения с ЕС, когда мы осуществим процесс формального выхода из ЕС, у нас все равно останется много тем для сотрудничества. Как и Россия, мы являемся постоянными членами СБ ООН и мы являемся ведущим членом НАТО. Мы обладаем одними из наиболее сильных вооруженных сил, разведкой, наши дипмиссии одни из самых влиятельных в мире. Мы входим в ВТО, входим в "Большую семерку", "двадцатку", Содружества. Мы являемся единственной страной в мире, которая тратит два процента от своего ВВП на оборону и достигает цели ООН в выделении 0,7 процента ВНП на помощь развитию. Мы продолжим оставаться такой страной, которая будет активно взаимодействовать с другими странами, формировать повестку дня, единственное, что изменится — это отношения с Европейским союзом.
— Ряд российских компаний разместили свои акции на Лондонской фондовой бирже. Как повлияют итоги референдума о выходе из ЕС на их бизнес?
— Главное, из-за чего российские компании приходят на британский рынок — доступ к глобальному рынку. Мы считаем, что они воспринимают Лондон как привлекательное место для ведения именно такого бизнеса. Мы занимаем пятое место по объему экономики в мире, что вдвое больше размеров российской экономики. И, что самое важное, наша экономика очень стабильная. Мы являемся второй экономикой "Большой семерки" по темпам экономического роста. Мы занимаем лидирующее место по простоте ведения бизнеса. У нас низкая инфляция, высокий уровень занятости населения, высокие образовательные стандарты. 18 британских университетов входят в сотню лучших в мире, четыре британских университета входят в десятку лучших. Мы работаем с Россией над тем, чтобы вывести пять российских университетов в рейтинг ста лучших мировых университетов.
Кроме того, в рамках "Большой семерки" у нас самый низкий корпоративный налог.
Наша цель в течение следующих нескольких лет переговоров с ЕС — защитить то, чего мы достигли, и улучшить наше положение.
Мы надеемся, что все партнеры будут заинтересованы в том, чтобы развивать прочные, устремленные в будущее экономические отношения между Великобританией и ЕС. Единственное, что не изменится, так это продолжение нашего тесного сотрудничества с нашими главным партнерами: Германией, Францией и другими европейскими партнерами из ЕС.
И еще один важный момент, объясняющий почему нужно приезжать в Лондон для ведения бизнеса, — английский язык, он основной язык в финансовом мире.
Хотел бы вернуться к ЕС. ЕС — это одна из тех организаций, которая позволила нам добиться мира и процветания после окончания Второй мировой войны. После значительных изменений 1989 и 1991 годов ЕС сделал такой же вклад в страны Восточной и Центральной Европы. Мы очень гордимся тем, какой вклад мы привнесли во все эти процессы, являясь членом ЕС. Поскольку мы начинаем новую фазу в отношениях с нашими партнерами и союзниками в ЕС, для нас самое важное продолжать поддерживать безопасность, процветание и общие ценности нашего континента. Это и будет служить основой наших отношений с ЕС.