МОСКВА, 1 июля — РИА Новости, Виктория Сальникова. С каждым годом контроль за проведением Единого государственного экзамена становится строже. В этом году видеонаблюдение было установлено во всех пунктах сдачи ЕГЭ, в 80 процентах аудиторий оно проходило в онлайн-режиме. Это должно обеспечить независимую оценку знаний детей. Однако, как нам удалось выяснить, общие правила работают далеко не везде.
Имена героев публикации изменены по их просьбе — они боятся аннуляции результатов ЕГЭ и увольнений.
Никаких поблажек
Учителя уверены – в Москве на ЕГЭ списать невозможно, и выпускники этого года с ними согласны. Бывшая ученица столичной школы Василиса уверяет, что ни она, ни ее одноклассники не рискнули пронести в аудиторию смартфоны.
"У нас в классе никто не списывал – по всему кабинету установлены камеры, какой там. Телефон в кабинет пронести нереально – при входе в школу стоят рамки, как в аэропорту, а потом еще штукой специальной осматривают, которая реагирует на металл. Шпоры мы делали, но многие ими даже не воспользовались. Русский язык и математику я сдавала сама, на обществознании воспользовалась шпаргалкой. Я спрятала ее в бюстгальтер, в туалете достала", — рассказала девушка.
Выпускник Сергей уверен, что пытаться списать на ЕГЭ – дело не только бесполезное, но и слишком рискованное.
"В аудитории, помимо камер, сидят учителя, списать нереально. Можно, конечно, рискнуть и выйти в туалет, но зачем? А если увидят? Уж лучше нормально подготовиться, нервы дороже. Баллы у меня, конечно, могли бы быть и выше, хотя я успокаиваю себя тем, что это моя оценка. Но в универ я вряд ли попаду на бесплатное отделение", — рассказал он.
Закрутить гайки
Рособрнадзор разработал целую систему контроля: в аудиториях стоят видеокамеры, присутствуют наблюдатели, а при входах в школы установлены железные рамки. Однако желающие обойти систему все-таки находятся.
Весной 2010 года в Ростовской области задержали 70 учителей – за 40 тысяч рублей они сдавали экзамен за учеников, похожие дела расследовались и в других регионах. В ответ Минобразования запретило школьникам проносить с собой на экзамен телефоны и другие гаджеты, а в каждой аудитории появились общественные наблюдатели – их участие закрепили законодательно. Этого оказалось мало: в 2013 году дети, сдавшие ЕГЭ на Дальнем Востоке, опубликовали бланки с ответами в Сети. Рособрнадзор аннулировал баллы ученикам, которые распространили эту информацию. Службы контроля также начали отслеживать социальные сети и требовать блокировки сообществ, в которых выкладываются КИМы и ответы на них. В 2016-м были опечатаны все помещения в школах, кроме тех, где проводится экзамен. Некоторые пункты сдачи ЕГЭ были оборудованы средствами подавления сигнала связи.
С человеческим фактором работать сложнее: руководству школ выгодно, чтобы ученики получали высокий балл за ЕГЭ. Он влияет на рейтинг учебного заведения и, соответственно, на зарплаты учителей. В небольших городах, в которых всего несколько школ, некоторые дети пользуются помощью знакомых преподавателей. Но видеокамеры и онлайн-трансляции почти полностью лишили их этой возможности.
Желание получить высокий балл понятно всем, однако выпускники с липовыми результатами подают документы в ведущие вузы страны. Дети же, которые сдают экзамен, полагаясь на свои силы, лишаются законных мест в университетах.
Оставьте в покое Москву
Людмила работает в одной из столичных школ почти 10 лет. Она не помнит ни одного случая удаления учеников с экзаменов. По ее словам, в Москве строго следуют всем правилам проведения ЕГЭ, но в региональных школах некоторые дети списывают, при этом учителя-наблюдатели об этом знают.
"ЕГЭ проходит по очень строгим правилам: в аудитории сидят учителя, они не должны переговариваться, отвлекаться на телефоны или книги. Если преподаватель беседовал во время сдачи экзамена, то ученики имеют право подать апелляцию – это нарушение процедуры сдачи ЕГЭ. Московские результаты – это именно те результаты, которые дают дети. Я ни разу не видела, чтобы на экзамен здесь проносили телефоны, в регионах же такое бывает", — рассказала Людмила.
Хотя за использование смартфонов школьников могут удалить с экзамена, эта перспектива пугает далеко не всех. В прошлом году в Мордовии случился крупный скандал: в Сеть "утекло" видео, на котором 11 учеников используют телефоны во время ЕГЭ. Учитель это видел, но замечания детям не сделал. Последовала череда увольнений, но эта история ничему не научила.
"Камеры есть, металлоискатели есть, но телефоны дети проносят. С помощью них они передают задания более опытным людям, те их решают и отправляют обратно. Эту историю я знаю по рассказу коллеги, одну из учениц неоднократно осматривали с помощью металлоискателя, каждый раз она "пищала", но в итоге ее пропустили. С помощью телефона она каким-то образом сумела передать задание более опытному помощнику. ЕГЭ некоторым детям выполняют профессора университетов. Следить нужно не за Москвой, а за регионами", — рассказала учительница мордовской школы Светлана.
Как победили шпаргалки
В столице контроль за сдачей ЕГЭ осуществляется Московским центром качества образования. Техника безопасности совершенствуется с каждым годом: в 2016-м увеличилось количество пунктов проведения экзаменов с видеонаблюдением в онлайн-режиме. Был также усилен контроль во время досрочной сдачи ЕГЭ – из аудиторий велась прямая трансляция, КИМы печатали прямо в кабинетах, а бланки сканировали сразу после экзамена.
"В 2016 году законодательно установлен более длительный срок хранения видеозаписи — до 1 марта года, следующего за годом проведения экзамена (ранее – 3 месяца); срок хранения экзаменационных материалов — до 1 марта года, следующего за годом проведения экзамена (ранее – до 31 декабря)", — рассказали РИА Новости в пресс-службе Центра.
Видеокамеры, которые установлены в аудиториях, обеспечивают полный обзор. Их также разместили в штабах ППЭ – это помогает избежать рисков при приеме и передаче КИМов. Изображение передается в центры обработки данных и транслируется на сайте www.smotriege.ru.
"Также в ситуационно-информационном центре на следующий день после проведения каждого экзамена отсматривался видеоматериал из каждого пункта проведения экзамена, осуществляющего видеонаблюдение в режиме offline", — рассказали в Центре.
За порядком проведения ЕГЭ следят сразу два организатора и общественные наблюдатели. Некоторые из них приехали в Москву из регионов – так, экзамены в этом году в столице посетили представители Кабардино-Балкарской Республики, Чеченской Республики, Владимирской области, Тверской области и других областей. Усилия не прошли даром: если еще несколько лет назад в Москве случались неприятные инциденты, то сейчас техника безопасности редко дает сбой.
"При попытке списывания ученика удаляют из аудитории и результат экзамена аннулируется. Тема академической честности прорабатывается с учащимися в течение всего периода обучения в школе. Это вопрос личной ответственности каждого выпускника", — напомнили в Центре.
Вслед за Москвой
В этом году с ЕГЭ в России удалили чуть больше тысячи человек – такие же цифры были и в 2015-м. Глава Рособрнадзора Сергей Кравцов отметил, что серьезных нарушений на экзамене не было, как и массовых случаев списывания или утечек КИМов. Однако во время ЕГЭ на портал видеонаблюдения было совершено три хакерские атаки — все они были отбиты. Бороться с частными случаями списывания сложнее, но Рособрнадзор продолжает совершенствовать систему. В ведомстве уверены: вслед за крупными городами, такими как Москва и Санкт-Петербург, контроль за "чистотой" сдачи ЕГЭ будет налажен и в регионах.