Анастасия Мельникова, обозреватель МИА "Россия сегодня"
Автомобиль "Победа" — один из самых ярких (и, безусловно, позитивных) символов советской эпохи.
70 лет назад, 28 июня 1946 года, с конвейера Горьковского автозавода сошли первые автомобили марки "Победа". Их проектировали еще во время войны, чертежи и опытные образцы создавали буквально под бомбёжками: часть автозавода была разрушена в результате налетов немецкой авиации, уничтожены крупнейшие в Европе моторные и колесные цеха.
Для фронта требовались броневики, автомобили-разведчики, грузовики, а для будущего мирного времени — практичный, надежный автомобиль, каким и стала "Победа".
К ноябрю 1944 года первый ГАЗ М-20 был собран. В большой испытательный пробег до Москвы машину вывел главный конструктор завода Андрей Липгарт.
"Победа" Сталина
Считается, что эпохальный послевоенный автомобиль сначала хотели назвать "Родина", но Сталин якобы спросил: "Почем "Родину" продавать будете?" И вроде как решили название после этого поменять. Однако, если бы это было правдой, то слово "Победа" в вопросе Сталина звучало бы не менее тенденциозно, всё же история про "Родину", скорее, из разряда советских легенд и мифов.
Без замечаний высоких начальников не обошлось — прежде всего, это касалось большого расхода горючего (решено было сделать более экономичный двигатель).
Также кремлевским генералам не особенно понравилась высота салона — они упирались папахами в потолок над задним сидением. В результате для вождей пролетариата уменьшили высоту сидений — чтобы папахи не задевали потолок.
В архиве Горьковского автозавода есть документы с описанием осмотра Сталиным и Молотовым первого образца "Победы". Наркома интересовал необычный дизайн, а Сталина — мотор и вообще класс автомобиля. Генералиссимус всё же сомневался в необходимости именно такого массового автомобиля — ведь в Москве уже приступали к производству малолитражек "для народа", а для партийных руководителей был создан представительский лимузин ЗИС.
Чем удивила "Победа"
"Победа" — не просто очередной советский автомобиль. Эта машина стала эпохальной, передовой, стильной, задавшей на годы вперед моду мировому автомобилестроению.
Она стала первой советской автомашиной с несущим кузовом и одним из первых в мире серийных авто с кузовом "бескрылой" формы. Исчезли подножки, передние и задние крылья слились в общую форму, которая имела такой коэффициент обтекаемости, какого нет порой и у современных автомобилей.
Были поначалу и некоторые недостатки: плохая герметизация, как следствие — в салон часто проникала пыль — глушитель забивался сажей и шумел, дверные ручки были непрочными.
Чтобы устранить недостатки и обновить "Победу", конвейер остановили примерно на год. Но с ноября 1948 года выпуск возобновился, новым автомобилям предстояло завоевывать любовь всего мира.
На чудо советского автопрома хотели посмотреть за границей, в результате в Америку она попала годы спустя, окольными путями, через Финляднию.
Среди бесспорных достоинств "Победы", удививших зарубежных ценителей авто, были практичность, выносливость, стильный внешний вид и крепкий кузов. У машины появилась печка, что было актуально для холодной погоды.
Вскоре на "Победе" установили и радиоприемник — неслыханная доселе роскошь для советского автопрома (правда, быстро разряжался аккумулятор, но зато можно было кататься с ветерком и с песнями).
Вскоре выпустили и первый кабриолет "Победа" — машину для отдыха и развлечения, а также автомобиль для села — практически первый в мире комфортабельный внедорожник — "Победа" М-72.
Купить все виды "Победы" было чрезвычайно сложно — очередь растягивалась на годы. Счастливым обладателям будущих машин можно было посмотреть на них в единственном демонстрационном магазине в Москве — на Бакунинской улице. Официальная цена автомобиля была 16 тысяч рублей, в комиссионной продаже — доходила до 60 тысяч.
"Победа" наших дней
До сих пор раритетные "Победы" не только выставляются на автосмотрах и ретро-акциях, но и становятся героями фильмов и сериалов о советских временах — "Легенда №17", "Мосгаз", "Оттепель", "Фурцева", "Дау", "Галина", "Голубка", "Черные волки", "Жуков" и другие.
Владельцы ретро-автомобилей рассказывают, в каких фильмах снимались их "Победы", как это происходило и что в результате получилось.
Участники клубов любителей автомобилей "Победа" делятся друг с другом кадрами, в которых мелькает знаменитая машина, обсуждают исторические нестыковки и неточности монтажа, например: "Жуков приезжает из Одессы в Москву, его на вокзале встречает друг на "Победе" 3-й серии (решетка-"улыбка"). И это в то время, когда еще Сталин был жив, значит, действие происходило до 1953 года — прокол!".
И, конечно, практически каждый год в разных российских городах устраиваются автопробеги на раритете — символе советской эпохи и, пожалуй, единственной безусловной победе отечественного автопрома.