МОСКВА, 27 июн — РИА Новости. Отношения Турции и Израиля всегда были хорошими, несмотря на инцидент в 2010 году с "Флотилией свободы", поэтому нынешний договор двух стран о нормализации отношений – попытка Турции преодолеть тренд плохих отношений с соседями, считает российский эксперт Ильшат Саетов, научный руководитель Центра исламоведения Фонда Марджани.
Накануне в Риме состоялись переговоры израильской и турецкой делегаций под руководством премьеров Биньямина Нетаньяху и Бинали Йылдырыма. Они объявили о подготовке проекта соглашения о нормализации отношений между странами, который на этой неделе должен быть утвержден правительствами и парламентами Турции и Израиля. Уже известно, что две страны восстанавливают дипломатические отношения. Кроме того, Израиль выплатит 20 миллионов долларов родственникам девятерых погибших в 2010 году активистов с корабля "Мави Мармара" из так называемой "Флотилии свободы", пытавшихся прорваться в сектор Газа. В то же время Израиль не будет снимать морскую блокаду сектора Газа (чего требовала Турция) – все грузы туда будут следовать по-прежнему через территорию Израиля.
Турция в свою очередь проконтролирует, чтобы движение палестинских исламистов ХАМАС не использовало ее территорию для террористической деятельности против Израиля, доставит гуманитарную помощь в Газу и поддержит несколько инфраструктурных проектов в регионе. В свою очередь, Нетаньяху заявил, что соглашение с Турцией дает возможность Израилю организовать поставки природного газа на европейские рынки.
"Отоношения Израиля и Эрдогана всегда были хорошими"
"Отношения Израиля и (президента Турции Тайипа) Эрдогана, кроме некоторых инцидентов, всегда были прекрасные. Например, Эрдоган – единственный в мире политик-мусульманин, награжденный израильской медалью "За мужество". Посещал церемонии по случаю юбилея Теодора Герцля (идеолог сионизма и создания еврейского государства, — ред.). Товарооборот между странами всегда рос, и в 2015 году достиг рекордных цифр – а это важный показатель. То есть (эти соглашения) попытка оформить отношения, которые и так достаточно хорошие", — считает российский эксперт по Турции Ильшат Саетов.
"Конечно, инцидент с "Мави Мармара" в 2010 году имел большой резонанс. Конечно, не Эрдоган его посылал, а общественные организации. Но Эрдогану пришлось это дело защищать, поскольку у него электорат больше антиизраильский. На этой почве внешне складывалось впечатление, что у них плохие отношения. Но Турция и Израиль сумели – экономику отдельно, политику отдельно", — констатирует эксперт.
По мнению Саетова, пойти на улучшение отношений с Израилем Турцию заставило то, что у нее "ухудшаются отношения со всеми – например, серьезно испортились с Россией, с ЕС тоже не очень хорошо, на фоне Brexit, наверное, теперь никто и не думает Турцию принимать".
"Турецкая старая стратегия "ноль проблем с соседями", как все шутят, давно превратилась в "ноль соседей без проблем". Так что это попытка (Турции и Израиля) найти каких-то новых союзников, с кем можно торговать и разговаривать, и не воевать, потому что все исчезает вокруг", — считает Ильшат Саетов.
Военное сотрудничество и влияние на Сирию
По его мнению, нормализация отношений двух стран может повлиять на ситуацию в Сирии, за которой и Турция и Израиль пристально следят. В то же прогнозировать, каким будет это влияние, и о чем договорились две страны, пока нельзя, "потому что там вообще трудно разобраться, кто чего хочет – кто-то нефти, кто-то, чтобы исламские группировки воевали между собой, а не пытались напасть на кого-то рядом".
"Это, конечно, не такая договоренность, что "давай завтра свергнем (президента Сирии Башара) Асада и приведем таких-то к власти". Это скорее некая общая позиция, которая может звучать на переговорах по поводу Сирии, при обсуждении миссии ООН, миротворческих сил, каких-то операций, которые проводят (в Сирии) Америка, Россия и остальные. Это может быть что-то по поводу курдов – чтобы Израиль не поддерживал самопровозглашенный курдский регион Рожава и курдские партии, которые фактически являются филиалами (запрещенной в Турции) Рабочей партии Курдистана и работают против Турции. Взамен турки будут отдавать Израилю, допустим, данные со своих радиолокационных пунктов на юге Турции – это для Израиля важно", — предполагает эксперт.
"Буквально сегодня ночью газета Sabah, а это такой прямой турецкий правительственный рупор, опубликовала колонку, где пишет, что на Ближнем Востоке мог бы появиться новый альянс стабильности – Турция, Израиль, Катар и Саудовская Аравия, который "мог бы заполнить вакуум силы". (На Ближнем Востоке) идет общий раздрай, и нет никого, кто мог бы ситуацию успокоить и стабильность принести. То есть такие интересные мысли, интересный альянс. А это одна из многих (газетных статей, — ред.), они теперь этот вопрос поднимают достаточно часто", — обратил внимание научный руководитель Центра исламоведения Фонда Марджани.
"Военное сотрудничество двух стран также не прекращалось. Был даже такой смешной казус: турки объявили, что произвели свою национальную БМП, а в итоге оказалось, что это израильский проект, немного переделанный. Так что я тут не вижу никаких препятствий. Израильские технологии Турция с удовольствием будет покупать и использовать", — считает эксперт.
Торговать газом помешает война
А вот по отношению к планам Израиля торговать газом через Турцию Ильшат Саетов настроен скептически.
"Это уже давняя тема, они уже собирались это делать, турки хотели стать региональным хабом и поставлять газ из России, Азербайджана и Израиля, но в нынешней ситуации этот проект пока выглядит утопическим, поскольку в Сирии идет война. Все будет висеть на волоске, и вкладываться в это рискованно. Так что пока преждевременно об этом говорить, но если вдруг все страны вместе все решат, то через 5-10 лет этот проект может быть осуществлен", — считает российский эксперт.
Турция и Израиль в прошлом были стратегическими партнерами, но отдалились друг от друга на фоне переориентации турецкой внешней политики с европейской интеграции на укрепление позиций в арабо-мусульманском мире. Пиком взаимного охлаждения стал инцидент с "Флотилией свободы" — перехват в 2010 году израильскими "коммандос" судов, шедших на прорыв блокады сектора Газа, и гибель девяти турок — участников плавания.