Начало Петрова поста
Установление Петрова или Апостольского поста относится к первым векам христианства. Впервые о нем упоминает "Апостольское предание" святого Ипполита Римского (III век). Тогда этот пост считался "компенсаторным" — те, кто по каким-то причинам не смог поститься в Великий пост перед Пасхой, постились "по окончании праздничного ряда" (от Пасхи до Троицы).
Но окончательно этот пост утвердился, когда в Константинополе и Риме были построены храмы во имя апостолов Петра и Павла. Освящение константинопольского храма в день памяти апостолов 29 июня (по новому стилю — 12 июля) стало официальным днем, окончания Петрова поста. Начало же его — через неделю после дня Святой Троицы — зависит от даты празднования Пасхи, поэтому продолжительность его различна: от 8 дней до 6 недель.
Цель и смысл Петрова, как и любого другого поста — подчинение тела духу, чему помогает избегание пустых разговоров и воздержание в пище и питье. Однако святитель Василий Великий утверждал, что воздержание от пищи является лишь дополнением к духовному посту, который и есть цель христианина. Он предлагал постящимся ограничить круг общения людьми, которые могут принести духовную пользу, и усилить прием "духовной пищи". "Истинный пост есть устранение от злых дел", учил он (Василий Великий, Беседа о посте, 1-я).
И еще: любой пост — время покаяния. Церковь — это община спасающихся, но не толпа беженцев, а войско, и призыв к покаянию — не обвинение, а ободрение, укрепление на его пути к спасению. Пример апостолов Петра и Павла показывает, что в покаянии нуждаются все: и с детства верующие, и те, кто к вере пришли из неверия, а может, даже был когда-то сознательным или стихийными богоборцем — и Петр, любивший Христа, но предавший Его из малодушия и затем, несмотря на полученное прощение, горько каявшийся в этом до конца своей земной жизни, и Павел — "досадитель и гонитель Церкви", преследовавший Его учеников с самозабвенной яростью отпетого праведника, но вразумленный Христом, прощенный Им и послуживший делу распространения Церкви более других учеников.
Апостольский (Петров) пост — средство вразумления, чтобы верующие могли внутренне собраться и хотя бы отчасти приобщиться "Петровой твердости" и "Павлова разума и светлой мудрости".
Собор Дивеевских святых
Серафимо-Дивеевский женский монастырь в Нижегородской области — место удивительное: преподобный Серафим Саровский называл его "земным уделом Пресвятой Богородицы" — четвертым после Грузии, Афона и Киево-Печерской лавры.
Появился он наперекор "миру сему" — в XVIII столетии, когда российские императоры словно задались целью извести монашество "как класс". Петр I именовал монастыри "гангреной государства", а монахов считал тунеядцами и плутами и даже запретил им иметь в кельях бумагу и перья. Не отставала от него и Анна Иоановна, а после того как Екатерина II лишила монастыри их земельных угодий, обители вообще обезлюдели: богатые обеднели до крайности, а средние и вовсе закрылись. Во многих монастырях церкви стояли без глав и крестов, крыши их прорастали мхом, покосившиеся кельи держались на подпорах, ограды были полуразрушены. Не было иеромонахов, и приходилось приглашать служить приходских священников. В обителях доживали престарелые и больные, но иногда все "разбродились розно" и монастырь закрывался уже сам собою.
На первый взгляд, могло показаться, что монашество в России окончательно погибло. Но из вековых гонений оно вышло очищенным и обновленным: в эпоху, когда духовное начало преследовалось, а монастыри пустели, духовно одаренные натуры неизбежно должны были уходить в скрытую для мира внутреннюю жизнь и в ее глубинах сохранять истинное понятие о духовном подвиге. Так незаметно, в тайном подвиге, созревали духом избранники Божии, благодаря которым с окончанием гонений смогла возродиться истинная монашеская жизнь.
Таким тайным подвижником, вернее подвижницей, была подвизавшаяся в Киеве старица Досифея (в миру девица Дарья Тяпкина, дворянка из Рязанской губернии), которую до самой ее смерти считали старцем Досифеем. Это она благословила на иночество будущего великого русского святого — Серафима Саровского и дала ему заповедь непрестанной памяти Божией и Иисусовой молитвы.
В Киеве же приняла монашеский постриг богатая помещица Агафья Мегульнова – первая Дивеевская святая, матушка Александра, о которой преподобный Серафим говорил: "Это великая жена была. Я и по сей день ее стопы лобызаю". Это она, по совету саровских старцев Пахомия и Исайи, попросила дивеевскую помещицу Жданову пожертвовать 1300 квадратных сажен своей усадебной земли, на которой построила дом с надворным строением, где поселилась с четырьмя послушницами: девицей Евдокией Мартыновой, крестьянской девицей Ульяной Григорьевой и крестьянскими вдовами Анастасией Кириловной и Феклой Кондратьевой. Община называлась Казанской, жили сестры по строгому Саровскому уставу. В 1789 году попечение над общиной взял молодой иеродиакон Серафим.
По его благословению рядом была устроена Мельничная община, первыми насельницами которой стали 8 дивеевских монахинь, а первой наставницей — дворянская девица Елена Мантурова, брат которой Михаил, в благодарность за исцеление от неизлечимой болезни обрекший себя по обету на добровольную нищету до самой смерти, многое сделал для устройства общины.
Через 9 лет после смерти преподобного Серафима Саровского обе общины были объединены с наименованием Серафимо-Дивеевской, а в 1861 году получили статус монастыря. В 1917 году в нем было 270 монахинь и 1474 послушницы, и даже когда в 1919-м из обители сделали "трудовую артель", ее покинули немногие: сестры продолжали соблюдать монастырский устав и уклад монастырской жизни.
Но в 1921 году монастырь закрыли, и монахини рассеялись по округе. Игуменья Александра с частью сестер впоследствии обосновалась в Муроме, в доме у стен Благовещенского монастыря. Там в то время жили инокини, изгнанные из разных обителей, но служивший там священник вспоминал: "Внешне все выглядели одинаково: темный платок, темное платье, но дивеевских мы узнавали сразу, они резко отличались от всех, они успели получить нечто в монастыре — благодать. Они были ни на кого не похожи: в общении особенно приятные, очень смиренные, это чувствовалось во всем — в обращении и даже в голосе. А остальные были какие-то боевые монахини".
Возрождение Дивеева началось в 1988 году, когда был зарегистрирован церковный приход. А в 1991-м состоялось решение Священного Синода о возобновлении монастыря.
Одной из немногих дивеевских сестер, доживших до этого, была монахиня Серафима (Булгакова), сохранившая и передавшая монастырю некоторые личные вещи преподобного Серафима Саровского и святой блаженной Параскевы Дивеевской.
В 2000 году были обретены мощи Александры, Марфы и Елены Дивеевских и прославление их как местночтимых святых — так исполнилось предсказание Серафима Саровского, что три подвижницы — схимонахиня Александра (Мельгунова), схимонахиня Марфа (Мелюкова) и монахиня Елена (Мантурова) — со временем будут прославлены, и мощи их будут открыто почивать в обители.
Были прославлены в лике святых и сам преподобный Серафим, и три Дивеевские блаженные – Пелагия, Параскева (Паша Саровская) и Мария.
Причислена к лику новомучеников и исповедников Российских и жившая рядом с Дивеевским монастырем Евдокия Шикова, которая в 20 лет оставшись после тяжелой болезни парализованной, вместе с послушницами-келейницами создала подобие духовной коммуны. Ее вместе с Дарьей Тимолиной, Дарьей Сиушинской и послушницей Марией в 1919 году расстреляли за "укрывательство дезертира и агитацию против Красной армии".
Вошли в Собор Дивеевских святых и протоиерей Михаил Гусев, который был духовником монастыря, а после его закрытия помогал, чем мог, сестрам разоренной Дивеевской обители и в 1937 году был расстрелян за "организацию контрреволюционной церковно-фашистской группы"; и его старший брат протоиерей Иаков, расстрелянный в 1937-м за "антисоветскую деятельность"; и митрополит Серафим (Чичагов), автор "Летописи Серафимо-Дивеевского монастыря", убедивший Николая II в необходимости открытия мощей преподобного Серафима Саровского и в 1937-м расстрелянный на подмосковном полигоне Бутово за "причастность к контрреволюционной монархической организации"; и умершие в сталинских лагерях дивеевские монахини Марфа и Пелагия (Тестовы), и прошедшая тюрьмы, лагерь и ссылку инокиня Матрона (Власова).
Сегодня Серафимо-Дивеевский монастырь вновь живет — в нем около 400 сестер. В день торжеств по случаю 100-летия со дня канонизации преподобного Серафима Саровского патриарх Алексий II обратился к верующим с такими словами: "В одном из предсказаний преподобного говорится, что среди лета запоют Пасху. Разве не Пасха сегодня у нас? Пусть каждый из вас унесет эту пасхальную радость от общения с преподобным. Я желаю, чтобы его молитвы укрепляли бы, давали бы силы, мужество, давали бы внутренний духовный мир каждому из вас на вашем жизненном пути". А вместе со своим духовным отцом молятся и соединившиеся с ним в лике святых его ученики и ученицы.