Реакция мировых политиков на итоги референдума в Великобритании в онлайн-репортаже РИА Новости >>
Фиктивный союз
Одиннадцать лет назад был запущен крупнейший процесс в истории европейской интеграции – в период с 2004 по 2007 годы границы Евросоюза расширились на восток за счет включения Польши, Венгрии, Чехии и стран Прибалтики и на юг (Кипр, Болгария, Румыния, Мальта). Всего принято было 12 государств. Сейчас "новички" единого европейского сообщества встали перед необходимостью снова оценить перспективы ЕС и определить статус, с которым им, возможно, придется войти в новую эру европейской интеграции.
"Сегодня Европейский союз закончил свое существование в том виде, который мы знаем. Это не конец Евросоюза, это – новое начало", — считает госсекретарь Чехии по делам Евросоюза Томаш Проуза.
Его соотечественник, депутат Европарламента от Чехии Яромир Кохличек ожидает после британского референдума острые дебаты между сторонниками евроинтеграции и "мощно усилившимися" евроскептиками, настаивающими на возврате части функций Брюсселя национальным государствам. В то же время большие перемены грядут не только в политике, но и в экономике континента.
Министр иностранных дел Польши Витольд Ващиковский, в свою очередь, полагает, что после выхода Великобритании Евросоюз станет фикцией, и доминировать будет страны еврозоны, в рамках которой могут быть созданы отдельные институты и отдельный бюджет. При таком сценарии Польша, как и другие страны, может оказаться "на краю ЕС", и произойдет разделение на "Европу двух скоростей".
"Это плохая новость для Европы и прежде всего для Польши", — так министр прокомментировал результаты британского референдума.
Осиновый кол в сердце
Brexit оживит политические дебаты и в Сербии, подавшей заявку на вступление в Евросоюз в 2009 году и двумя годами спустя подписавшей соглашение об ассоциации с ЕС. Несмотря на избранный курс на интеграцию с Европой, в сербском истеблишменте нет единого понимания того, каким должен быть "европейский путь" страны и должен ли он вообще быть европейским.
"Могут собрать здесь два миллиона человек, а я буду сидеть в своей канцелярии и ни капли этим не впечатлюсь", — заявил Вучич на пресс-конференции в Белграде. Оппоненты линии на интеграцию с ЕС считают, что британский референдум запустил процесс, на который руководство страны не сможет не обратить внимания.
"Это осиновый кол в сердце трупа ЕС. Этот процесс уже нельзя остановить, сейчас появятся новые государства, которые пойдут британским путем: возможно Испания, Италия, Греция, Венгрия тоже бунтует", — считает бывший вице-президент Сербии Воислав Шешель, президент парламентской "Сербской радикальной партии", выступающей против евроинтеграции.
Саша Рашкович-Ивич, возглавляющий "Демократическую партию Сербии" отдает должное степени развития демократии в Великобритании и предполагает, что Brexit послужит мотивацией для других скептически настроенных к Брюсселю европейских государств. По мнению Ивича, без Британии Евросоюз превращается в "одну большую Германию и несколько средиземноморских государств на грани банкрота".
Тем не менее, Brexit скорее навредит тем странам, которые только стоят в очереди на вступление в ЕС, добавляет политик.
"Ясно, что после выхода Великобритании критерии вступления в ЕС будут очень жесткими, что Брюссель будет требовать стопроцентной послушности. А это значит, что нас не примут в ЕС, если мы не признаем независимость Косово и не введем санкции против России", — сказал Рашкович-Ивич в интервью "Спутник Сербия".
Мусульманский вопрос
Дольше всех своей очереди ждет Турция – почти тридцать лет (заявка подана в 1987), однако ее нынешний президент Реджеп Тайип Эрдоган за два дня до британского референдума впервые публично допустил возможность отзыва заявки на членство в ЕС. И это несмотря на потенциальное введение безвизового режима между Евросоюзом и Турцией, ставшего возможным благодаря сделке, касающейся европейского миграционного кризиса.
"Мы можем спросить народ так, как это делают британцы. Мы спросим: нужно ли продолжать переговоры с Евросоюзом, либо их нужно сворачивать. Если народ проголосует "за" (продолжение переговоров), мы продолжим", — заявил Эрдоган на пресс-конференции в Стамбуле.
Одним из условий сделки с Брюсселем было ускорение процесса рассмотрения турецкой заявки на членство в ЕС, но Анкара считает, что руководство блока не торопится исполнять эту часть соглашения, и не намерена ждать три тысячи лет – срок, который Турции отвел пока еще премьер-министр Великобритании Дэвид Кэмерон.
"Если сделка не сработает, мы дойдем до критической точки в отношениях Турции и ЕС, и уровень недоверия между двумя сторонами возрастет до такой степени, что Анкара начнет сворачивать переговоры о членстве (в ЕС)", — полагает профессор Университета Бильжи в Стамбуле Сенем Айдин-Дюзгит.