ЛОНДОН, 23 июн – РИА Новости, Мария Табак. Дискуссия в преддверии предстоящего в четверг референдума о членстве Великобритании в ЕС вращалась вокруг нескольких основных тем и носила довольно популистский характер, заявили РИА Новости политики, эксперты и деятели культуры. Тем не менее, основные аргументы сторон, судя по всему, действуют. Согласно опросам общественного мнения, голоса британцев разделились пополам.
"Часто это была кампания за лидерство тори (правящей Консервативной партии), а не кампания в преддверии референдума. Кроме того, многие вещи не обсуждались достаточно широко, все было сведено к двум узким темам: иммиграции — и эта тема, к сожалению, была отмечена ужасной риторикой, и экономике, что вообще не сработало, поскольку люди не верят экономистам. А более широкой дискуссии в крупных СМИ просто не было", — сказала лидер партии "зеленых" Натали Беннетт, выступающая за сохранение членства в ЕС, в интервью РИА Новости.
По ее мнению, одна из центральных тем дискуссии — миграция — была существенно упрощена.
"Проблема с миграцией гораздо шире. Тяготеющие к правому крылу СМИ и некоторые политики объясняют людям, что проблема низких зарплат, переполненных школ, больниц и жилищный кризис возникли из-за миграции, тогда как на самом деле миграция не создает этих проблем, их создает неверная политика правительства", — убеждена собеседница агентства.
"Мы со стороны населения наблюдаем совершенно понятные гнев и страх. Эти гнев и страх должны быть адресованы Вестминстеру. Но неудивительно, что многие вестминстерские политики хотят перенаправить этим эмоции в другое русло, обратить их на иммигрантов или на политиков в Брюсселе", — добавила она.
С тем, что диалог в преддверии референдума не был конструктивным, а потому принес мало пользы всем сторонам, согласен директор музея Виктории и Альберта Мартин Рот.
"Проблема — очень негативная риторика, с обеих сторон. Что сейчас происходит в Германии, что звучит со стороны правых движений, антимусульманские выступления. С другой стороны — ужасное убийство британского депутата Джо Кокс. У меня нет ощущения, что дискуссия, свидетелями которой мы сейчас являемся, очень позитивна для самовосприятия наших стран. Дискуссия не является открытой, международной. Это заставляет меня волноваться. Я не пессимист, я не хочу говорить об ужасных сценариях, но вся атмосфера — не позитивная, риторика очень плохая. Это совсем не то, что нам нужно", — отметил Рот.
Выступающий за Brexit (выход Британии из ЕС) глава международного комитета парламента Великобритании Криспин Блант, в свою очередь, упрекнул оппонентов в нечестном ведении кампании и популизме.
"Кампания за сохранение Великобритании в составе ЕС выиграет, потому что велась очень эффективно и профессионально, хотя и нечестно, поскольку для поддержки соответствующей позиции широко использовался вес истеблишмента", — считает он.
Тем не менее, несмотря на ограниченность тем полемики, сторонники сохранения членства Британии в ЕС и евроскептики сумели изложить свои аргументы.
Главными "проводниками" позиции сторонников сохранения членства в ЕС были премьер Дэвид Кэмерон, канцлер казначейства (министр финансов) Джордж Осборн, лидер Лейбористской партии Джереми Корбин, первый министр Шотландии Никола Стерджен, лидер партии "зеленых" Натали Беннетт и новый мэр Лондона Садик Хан.
Ключевые аргументы сторонников членства в ЕС – экономические, и они перечислены в видеоролике на сайте официальной кампании Britain Stronger in Europe. Противники Brexit напоминают, что миллионы рабочих мест завязаны на Евросоюз, что цены на продукты и товары в Великобритании ниже благодаря членству в ЕС, что 200 тысяч британских компаний торгуют с ЕС, что Британия ежедневно получает 66 миллионов фунтов инвестиций из стран Евросоюза и что членство в ЕС никак не мешает Соединенному Королевству вести бизнес со всеми другими странами мира.
"Доступ к Единому рынку является ключевым фактором благосостояния Великобритании. 44% всего, что мы экспортируем, отправляется в ЕС, 3 миллиона рабочих мест в Великобритании так или иначе зависят от ЕС. Доступ Британии к Единому рынку важен не только для Британии и британского бизнеса, он выгоден и (британскому) Содружеству", — отметил, выступая недавно в Королевском институте международных отношений, замминистра иностранных дел Соединенного Королевства Хьюго Свайр.
В качестве второго важного аргумента за "остаться" приводятся интересы безопасности Великобритании. В этом вопросе ключевым оратором выступала министр внутренних дел Тереза Мэй.
Выступая с речью о преимуществах сохранения членства в ЕС, Мэй отметила, что, оставаясь в составе объединения, Великобритания будет частью европейской системы обмена информацией при сохранении возможности поддерживать тесные отношения и с другими странами и регионами.
"Мы по-прежнему останемся членом альянса "Пять глаз", — заверила Мэй. В этот альянс по обмену разведданными входят Великобритания, США, Канада, Австралия и Новая Зеландия.
"Но при этом мы будем обмениваться данными и с нашими европейскими союзниками", — отметила Мэй.
Она добавила, что в случае выхода из ЕС Великобритания столкнется с проблемами в таких вопросах, как слежка за подозреваемыми в терроризме и арест их на территории других государств.
"Вывод таков: мы будем в большей безопасности, если останемся в составе ЕС. Плюсов от членства в ЕС больше, чем минусов", — сказала министр.
Кэмерон, в свою очередь, напомнил, что в ЕС вступает в силу соглашение о передаче преступников.
"То есть, по крайней мере, мы сможем переводить преступников из наших тюрем в их родные страны, и платить за них будут те страны, откуда они родом. Если мы выйдем из ЕС, это будет гораздо сложнее", — сказал он.
Недовольство Евросоюзом не повод выходить из его состава, не стоит превращать "Великую Британию" в "маленькую Англию", заявил Кэмерон во время дебатов с лидером Партии независимости Великобритании Найджелом Фараджем.
"Нужны ли реформы Брюсселю? Да. Нужно ли институтам ЕС работать более открыто? Да… Вопрос не в том, нравится ли нам Европейский парламент? Мне он не нравится. Вопрос в том, лучше ли нам, сильнее ли мы в нем? Нам нужно быть в этой организации, бороться за британские интересы и британские рабочие места. Мы не из тех, кто просто берет и уходит. Озабоченность какими-то вещами — не повод уходить", — сказал Кэмерон.
Он призвал соотечественников голосовать не за "маленькую Англию", а за "Великую Британию", имея в виду, что Brexit приведет к потере Великобританией своего нынешнего влияния. "Я переживаю, что если мы выйдем, наша экономика пострадает, потому что мы потеряем доступ к жизненно важному для нас рынку, и я считаю, что правильно для британцев бороться за Великую Британию в составе ЕС, а не принимать предложение Найджела Фараджа о маленькой Англии", — сказал Кэмерон.
Примечательно, что с мнением о том, что Британия, выйдя из ЕС, в значительной степени утратит свое международное влияние, согласны и сторонники выхода из ЕС.
"Она будет играть гораздо более скромную роль, не сможет проталкивать свою позицию в ЕС и использовать ЕС для упрочения своего влияния. Пример — санкции в отношении России, Британия занимает в этом вопросе одну из самых жестких позиций по причинам, которые я уже привел. Мы очень резко настроены против нарушений международного права, поэтому занимаем жесткую позицию по санкциям. Но если мы выйдем из ЕС, санкции могут быть ослаблены. Конечно, мы все равно останемся пятой по величине экономикой, постоянным членом Совбеза, членом НАТО и других организаций. Но если США и ЕС о чем-то договорятся, мнение Лондона мало кого будет интересовать", — убежден глава международного комитета парламента Криспин Блант.
Реальной угрозой в случае Brexit его противники называют возможный распад страны. Шотландская национальная партия заявила, что в случае Brexit будет добиваться проведения повторного референдума о выходе из состава Соединенного Королевства. Крупнейшая партия североирландских националистов "Шинн Фейн", в свою очередь, пообещала добиваться проведения референдума по вопросу об объединении с состоящей в ЕС Ирландией. Учитывая, что оба региона настроены проевропейски, сомневаться в том, что националисты смогут выполнить свои угрозы, не приходится.
Осборн предупредил, что в любом случае при Brexit ужесточение правил пересечения границы между Северной Ирландией и Ирландией будет неизбежным.
"Неизбежно, что правила прохождения границы изменятся. Сторонники выхода из ЕС, заявляющие, что это не так, просто недостаточно искренни с людьми", — заявил канцлер, выступая в столице Северной Ирландии Белфасте и намекая, по всей видимости, на британского министра по делам Северной Ирландии Терезу Вильерс, агитирующую как раз за Brexit.
"Поскольку республика (Ирландия) является частью ЕС, в случае Brexit граница перестанет быть границей между Великобританией и Ирландией, а станет границей между Великобританией и ЕС", — сказал Осборн.
Главный аргумент сторонников Brexit – восстановление контроля над границами и сокращение миграционного потока в страну.
"Мы ежегодно за счет мигрантов из ЕС увеличиваем свое население на количество, равное количеству жителей Оксфорда, а если вы проголосуете за то, чтобы Британия осталась в составе ЕС, вы можете навсегда попрощаться с контролем над миграцией", — заявил один из лидеров кампании за выход из ЕС, бывший мэр Лондона Борис Джонсон.
По мнению лидера Партии независимости Найджела Фараджа, проводящего самостоятельную кампанию за выход из Евросоюза, ЕС в настоящее время "привечает террористов", а потому выход из объединения будет означать обретение Великобританией независимости и хотя бы частичное решение проблемы миграции, в настоящее время представляющей, по мнению лидера UKIP, серьезную угрозу благополучию британцев.
Постер Фараджа, на котором изображена очередь из смуглых и чернокожих мигрантов c надписями "Переломный момент" и "Мы должны избавиться от ЕС и вернуть себе контроль над нашими границами", вызвал крупный скандал в преддверии референдума. Свое возмущение плакатом выразили как сторонники, так и противники Brexit, а баронесса Саида Уорси, в 2012–2014 году занимавшая пост заместителя министра иностранных дел, и вовсе объявила, что плакат стал последней каплей, вынудившей ее покинуть лагерь сторонников выхода из ЕС.
Сторонники сохранения членства Британии в ЕС обвиняют евроскептиков в разжигании ненависти к мигрантам.
"Иммиграция принесла огромные экономические, культурные и социальные плоды для нашей страны. Мигранты из ЕС — более 130 тысяч — работают в Национальной системе здравоохранения и социальных службах, спасибо вам. Мигранты из ЕС, работающие в наших школах и в строительном секторе, спасибо. Более 1,5 миллиона британцев работают в компаниях, которыми владеют граждане ЕС, спасибо вам. А проблема, Борис, заключается в том, что ты, может, начинаешь с того, что говоришь, насколько прекрасна миграция. Но твоя кампания разжигает ненависть в отношении мигрантов", — сказал новый мэр Лондона Садик Хан во время дебатов со своими оппонентами, в том числе с предшественником, Борисом Джонсоном.
Еще один ключевой аргумент евроскептиков – выйдя из ЕС, можно сэкономить.
"Членство в ЕС слишком дорого нам обходится — 350 миллионов фунтов стерлингов в неделю. За эти деньги мы можем каждую неделю покупать по больнице. Мы слишком много контроля над нашей экономикой и социальными службами отдаем ЕС. Наконец, выход из ЕС для нас безопаснее: голосуя за то, чтобы остаться в составе ЕС, мы голосуем за то, чтобы отдавать больше наших денег Евросоюзу, и за постоянное сохранение приоритета европейского законодательства над нашим", — заявил директор по связям с общественностью кампании Vote Leave Пол Стивенсон.
Сторонники Brexit также подчеркивают, что в случае выхода из ЕС Великобритания получит возможность самостоятельно заключать торговые сделки с любыми странами мира, в первую очередь со странами британского Содружества.
"В 1980 году на Европу приходилось около 30% мирового ВВП. Сейчас эта цифра составляет менее 10% и продолжает падать. Мы должны не связывать себе руки политическими связями с ЕС, а, наоборот, ослаблять эти связи, чтобы иметь возможность осваивать мир в поиске возможностей для экспорта и обмена", — считает член международного комитета парламента Дэниэл Кочински.
Наконец, третий важный аргумент евроскептиков – выход из ЕС избавит Великобританию от подчинения Европейскому суду по правам человека.
"Сейчас мы особенно много думаем о том, как бороться с терроризмом и той угрозой, которую он несет нашему обществу. Я слышал, что разные люди утверждают, что пребывание в составе ЕС необходимо для безопасности. И поэтому я считаю важным привести аргумент, свидетельствующий об обратном: Европейский суд различными способами препятствует тому, чтобы мы могли контролировать наши границы так, как мы хотим это делать, и обеспечивать должное наблюдение", — заявил бывший мэр Лондона и один из лидеров кампании за выход из ЕС Борис Джонсон.
Как подтверждение своих слов он привел в пример невестку радикального проповедника Абу Хамзы, которая, несмотря на судимость, не могла быть депортирована из Великобритании из-за соответствующего решения Европейского суда по правам человека, вынесенного на основании наличия у нее сына-британца.
Следует отметить, что в этом пункте позиции сторонников членства в ЕС и евроскептиков сближаются.
Кэмерон недавно вслед за главой МВД Терезой Мэй пообещал добиться реформирования законодательства о правах человека. "Я согласен, что это безобразие, когда иностранные преступники, признанные в Британии виновными в совершении тяжких преступлений, могут доказать в суде (Европейском суде по правам человека), что они, например, имеют право на "семейную жизнь", — отметил премьер.
"Но тут проблема не в ЕС, а в лейбористском законе о правах человека 1998 года, который создал почву для злоупотреблений, и мы должны что-то с ним сделать", — сказал Кэмерон. Премьер отметил, что его правительство предлагает отменить тот закон и принять новый, который не будет допускать перекосов.
"Мы намерены реформировать британское законодательство в сфере прав человека, и мы не отступим, каким бы ни был результат референдума", — сказал премьер.
Чем закончится противостояние, станет известно уже в ночь на пятницу. Предсказывать исход референдума никто не берется, а последствия решения, которое примут британцы, будут ощущаться на протяжении многих десятилетий.