Референдум о членстве Великобритании в ЕС состоится 23 июня. Вопрос плебисцита, который в стране уже называют важнейшим стратегическим решением целого поколения, звучит так: "Должно ли Соединенное Королевство остаться членом Европейского союза или выйти из Европейского союза?"
"Циничная эксплуатация"
"Если недавно еще чаша весов склонялась в пользу выхода из ЕС, то сейчас после трагической гибели депутата Джо Кокс мы видим, как Кэмерону удалось достаточно эффективно использовать эту смерть в своих интересах, это же признает и английская пресса", — отметил Григорьев.
Парламентарий-лейборист Кокс была ранена в четверг, 16 июня днем неподалеку от библиотеки небольшого городка в Западном Йоркшире на севере Англии. В библиотеке 41-летняя депутат, у которой остались двое маленьких детей, встречалась с избирателями. Она скончалась позднее в больнице от ножевых и огнестрельных ранений. Обвинение в убийстве предъявлено 52-летнему Томасу Мэйру. В среду, 22 июня, погибшей исполнилось бы 42 года. Кокс была сторонницей сохранения членства Британии в ЕС.
"Внимание, которое они (представители власти-сторонники ЕС) приковали своими высказываниями и выступлениями, сфокусированными на призыве выразить свое уважение убитому депутату и выразить свой протест против этого трагического события через то, чтобы поддержать ее ценности, а именно – проголосовать против выхода, является явной политической натяжкой, достаточно циничной эксплуатации ее смерти", — сказал глава Фонда.
"Проект страха"
"Например, блок правительства напрямую пугал своих граждан, когда говорил, что в случае выхода из ЕС, налоги увеличатся, а социальные возможности станут меньше", — отметил эксперт.
Также, по его словам, "Кэмерон запугивает избирателей периодом неопределенности и непонятными последствиями на протяжении многих лет", которые якобы будут иметь место, если Британия выйдет из ЕС.
"Несколько дней назад правительство Кэмерона стало пугать населением тем, что, выйдя из ЕС, отношения с европейскими странами будут безвозвратно испорчены, что обратно вступить будет невозможно. Что, конечно тоже является неправдой, но, тем не менее, это работает достаточно активно", — отметил член Общественной палаты.
Большие вопросы, по его словам, "вызывают и исследования структур подконтрольных правительству, например, было исследование с прогнозом на 2030 год, где "доказывается", что британские домохозяйства потеряют несколько тысяч фунтов в 2030 году". "Это вызывает большую иронию, так как обычно финансовому блоку сложно сделать прогноз даже на один год, а тут прогноз на 15 лет вперед. Но, тем не менее, на кого-то из избирателей это действует. И программа запугивания в какой-то мере является эффективной", — сказал Григорьев.
"Конечно, важен экономический момент, потому что Великобритания является одной из двух стран (ЕС), которые экспортируют больше в другие страны, чем в страны ЕС, Великобритания — одна из крупных экономик мира и имеет все возможности, чтобы добиваться лучших торговых соглашений, чем те, которые есть у ЕС, это такие соглашения, как, например, с Китаем, и, безусловно, с США", — сказал член Общественной палаты.
"И аргументация, что Великобритания может получить лучшие условия при торговле с другими странами, работая с ними индивидуально, не как член ЕС, — достаточно сильная. Хотя правительству Кэмерона с помощью "программы страха" удалось значительную часть населения убедить, что период отсутствия новых соглашений может быть долгим, это влияет на какую-то часть людей и достаточно большую", — отметил он.
Страна разделилась пополам
"Но надо учитывать фактор того, что есть те, кто боятся сказать, что они за выход. С другой стороны, молодежь, которая в большинстве проевропейская, но может не прийти на избирательные участки, по сравнению со старшим и среднего возраста населением, которые в среднем выступают больше за выход из ЕС. С третьей стороны есть голосование по почте, которое может решить исход голосования", — отметил глава Фонда. По его словам, "таким видом голосования, очевидно, воспользуются более двух миллионов британцев, которые живут за рубежом, а они, безусловно, будут голосовать за то, чтобы остаться внутри ЕС".
"Кроме того, это вопрос, насколько голосование по почте не будет задействовано как административный ресурс, потому что государство на этом референдуме не выступает в качестве независимого наблюдателя, а наоборот, практически вся правительственная машина во главе с премьер-министром, за исключением нескольких членов кабинета, активно заняла одну из сторон. И им удалось мобилизовать представителей достаточно крупного бизнеса, а крупный бизнес всегда боится изменений и не хочет издержек на изменение юридических основ ведения бизнеса", — отметил Григорьев.
По его словам, кампания тех, кто выступает за выход – "достаточно яркая, лозунги и цифры понятны и очевидны, например они говорят, что 350 миллионов фунтов Великобритания отдает каждую неделю, а получает меньше".
Кроме того, эксперт скептически отнесся к возможности для Британии способствовать реформированию и модернизации ЕС изнутри. "Они неоднократно уже пробовали. На протяжении десятков раз Великобритании отказывали и не принимали их предложения. ЕС принципиально практически нереформируемая структура", — сказал член Общественной палаты.
Мнение населения ЕС не указ
Согласно законодательству, напомнил Григорьев, процедуры повторного голосования или второго тура не предусмотрено. "Но, если проголосуют "остаться", я думаю, что через какое-то время возможен еще один референдум", — предположил глава Фонда.