МОСКВА, 22 апр. Наталья Дембинская, обозреватель МИА "Россия сегодня". Cода, мел, борная кислота и даже гипс. Россельхознадзор заявил: такие ингредиенты обнаружились в продукции недобросовестных российских производителей молока. А таковых, по оценкам ведомства, подавляющее большинство. В "белый список" попали лишь 38 из 1200 российских молочников. Долю фальсицированной молочной продукции на российском рынке служба оценила в 50%.
В отрасли утверждают, что борются c фальсификатом, причем активно. Программу по выведению его из оборота "Молочный союз России" (другое отраслевое объединение) разработал еще в 2015 году. И обозначил проблему: фальсификация сырого молока и готовой молочной продукции "компонентами немолочного происхождения".
В "Союзмолоке" признают, что проблема фальсификата существует, но уверяют, что доля такой продукции на полках российских магазинов невелика — 8-10%. В худшем случае производители заменяют молочный жир на растительный и не пишут об этом на упаковке.
Больше пальмового масла
Использование растительных жиров, в том числе пальмового масла, без указания этого на упаковке — самое распространенное нарушение. По закону это уже не молоко, а молокосодержащая продукция.
Впрочем, такой фальсификат эксперты считают безобидным. "Ни заменитель молочного жира, ни сухое молоко не наносят вреда здоровью потребителя", — уверяет пищевой химик-технолог Сергей Белков. Пальмовое масло — допустимый ингредиент в молокосодержащей продукции. По закону содержание этого масла не должно превышать 50%. Безопасно ли оно? Эксперт утверждает: давно доказано, что пальмовое масло менее вредно, чем молочный жир.
Нет ни экономического, ни технологического смысла использовать гипс, мел и прочие перечисленные Россельхознадзором ингредиенты, говорит председатель правления Национального союза производителей молока Андрей Даниленко. Бывает, что производители молока используют и животные жиры — свиной, говяжий, — но это, по его словам, единичные случаи.
Со стороны Россельхознадзора, по словам Даниленко, должна быть конкретика. "Если кто-то попадался на использовании гипса и соды, надо прямо сказать, кто это, и срочно закрывать эти заводы", — сказал он РИА Новости.
У крупных компаний — по 16-18 заводов, и если проверили одну какую-то марку, и ничего не нашли, это не значит, что оно все не фальсифицировано, так как его производят на разных заводах, поясняет эксперт.
Татьяна Рыбалова указывает: даже завышение и занижение доли молочного жира в продукции — это фальсификат. Кроме того, в питьевое молоко добавляют сыворотку, чтобы увеличить содержание белка, и масштаб таких фальсификаций гораздо больше, чем 10%.
Нет дыма без огня
Самая высокая доля фальсификата — в такой продукции, как сливочное масло, сыры, творог, творожные сырки. Питьевое молоко — менее фальсифицируемое.
"То, что наш молочный рынок погряз в фальсификате — к гадалке не ходи", — констатирует Рыбалова. Эксперт считает, что, хотя заявления Россельхознадзора пока ничем толком не подтверждены, сделаны они явно не на пустом месте. "И сода, и мел имеют место, хотя это и не принимает каких-то существенных масштабов", — осторожно комментирует она.
Кофе с молоком
Каким бы ни было качество российского молока, спрос на него падает. Эксперты объясняют это падением доходов, отмечая, что говорить о росте цен не приходится. Они упали, и сейчас средняя закупочная цена сырого молока — ниже 18 рублей за кг.
Кстати, молоко, как и кофе, бутилированную воду и шоколад, аналитики не относят к продуктам первой необходимости — скорее, к набору "простых удовольствий". Рассчитанный на основе этих игредиентов индекс "Кофе с Молоком" в мае снизился — его значение оказалось на 2,2% ниже, чем в апреле. Этот индекс, наряду с индексом потребительской активности, фактически демонстрирует экономическую уверенность россиян. Аналитики исследовательской компании "Ромир" отмечают: снижение индекса, хотя и сезонное, отражает общий тренд: россияне продолжают отказываться от продуктов, не входящих в минимальную потребительскую корзину.