Дмитрий Косырев, политический обозреватель МИА "Россия сегодня"
В Китае случилась такая печальная история: врачи запретили травмированной девушке по имени Хуан из города Ханчжоу подвергать себя излишним физическим упражнениям и серьезно предупредили на эту тему ее родителей. История классическая для этой цивилизации, могла произойти в любой момент китайской истории — но сегодня она имеет отношение к такой теме, как мировое лидерство Китая по части образования и науки.
Идеи Конфуция и Вольтера
Эта история с сегодняшней страницы мнений газеты China Daily интересна тем, что могла произойти в любой момент китайской истории за последние две тысячи лет. И происходила, судя по китайской литературе, столетие за столетием: студент, буквально убивающийся ради экзамена, где десятки претендентов на место, — это классика всех династий.
Сегодня то же самое. СМИ и соцсети переполнены дискуссиями на тему о справедливости экзаменаторов, об излишней жесткости системы отбора, о демократичности образования (а какая может быть демократия в образовании, этой вечной гонке за лидером и постоянным отбором лучших). Ниже мы поговорим о том, что получилось у Китая из этого образовательного бума, а пока вернемся к древности, поскольку в ней — суть происходящего сегодня.
Китай — конфуцианская цивилизация. Это, в частности, означает, что образованность человека, прежде всего гуманитарная, считается там ценностью номер один, а деньги идут лишь следом. Управлять страной или учреждением (компанией) может — теоретически — лишь человек образованный, поскольку образование формирует в нем правильные ценности, то есть создает человека как такового.
Вы можете сказать, что это ключевой тезис Вольтера и его коллег-просветителей. Однако в китайской цивилизации идеи Вольтера начали воплощаться в жизнь за 17-18 столетий до его рождения, при династии Хань.
В жизни это выглядело так: для сдачи экзамена в города шла толпа молодых людей, которые до этого годами читали классическую литературу. Экзамен был на младшую чиновничью должность. Драмы вокруг таких историй были многочисленны и остры. Сегодня то же самое. Пролезть к образованию "через спорт" — это один из современных вариантов объезда препятствий на кривой козе. В прежние века были иные варианты.
Параллели с СССР — Россией здесь слишком очевидны, чтобы на них надолго задерживаться. То, что лишь образование создает настоящего человека, было очевидным для всех в СССР, а дальше эта ценность в переполохе событий утратилась, подменилась идеей, что образование может помочь зарабатывать деньги, и то не обязательно.
От коллайдера до Марианской впадины
Ситуация по Китаю в целом какая: уровень образования растет в абсолютных показателях, но также и в относительных. То есть, по опубликованным в апреле данным, китайцев стало 1,37 миллиарда человек, из которых почти 171 миллион имеет диплом колледжа или университета. То есть если в 2010 году на 100 тысяч китайцев было 8 930 образованных людей, то сейчас — 12 445.
Что касается качества образования, то лондонская консалтинговая фирма QS только что вывела по этому показателю Китай на первое место в Азии (впереди Южной Кореи и Японии) и восьмое в мире (первые два — это США и Германия).
Речь о процессах, продолжающихся с конца 70-х годов (начало китайских реформ), но особого внимания в мире не привлекавших на фоне прочих китайских рекордов. Но если достаточно долго растить сад, то появятся и фрукты. То, что Китай (и Азия в целом) постепенно берут на себя роль мирового эпицентра инноваций, уже оспаривать незачем. Как сообщают китайские СМИ, на днях лондонский журнал Nature посвятил очередной номер десяти ученым из КНР и их достижениям в областях от нейтрино до биологии.
Список начинается Ван Ифаном, который занят проектом создания 50—100-километрового коллайдера после известного 27-километрового в CERN, Швейцария. Замыкает его Цуй Вэйчэн, который создает батискаф "Рыба-радуга" для погружения на дно Марианской впадины (11 тысяч метров). Коротко объяснить, чем заняты остальные, довольно трудно.
Практически все китайские СМИ переполнены материалами о достижениях науки, прежде всего, понятно, китайской, дискуссиями на эту тему. Особую народную любовь вызывают новые биотехнологии, хотя не отстают и те, что применяются на транспорте или в военной области.
Кто-то еще помнит, как все начиналось с копирования зарубежных образцов? Что ж, Петр Первый тоже начинал свое "Великое посольство" в Голландию и Англию с того, что решил для начала все скопировать — дома, пушки, корабли… Но ведь было и продолжение процесса.
Девочка Хуан, пытавшаяся прорваться к знаниям "через спорт", вряд ли будет внимательно следить за этим сюжетом, у нее другие заботы.