ЛОНДОН, 22 июн – РИА Новости. В процедуре проведения референдума в Великобритании по вопросу о членстве в ЕС есть вопросы, которые вызывают озабоченность, поскольку оставляют британскому правительству потенциальные возможности для использования административного ресурса и искажения результатов голосования, заявил в интервью РИА Новости директор Фонда исследования проблем демократии, член общественной палаты РФ Максим Григорьев, осуществляющий наблюдение за проведением референдума.
Референдум о членстве Великобритании в ЕС состоится 23 июня. Вопрос плебисцита, который в стране уже называют важнейшим стратегическим решением целого поколения, звучит так: "Должно ли Соединенное Королевство остаться членом Европейского союза или выйти из Европейского союза?"
Голосование по почте
"Если оценивать саму процедуру проведения референдума, есть несколько моментов, которые вызывают у нас вопросы и определенную озабоченность, прежде всего, это процедура голосования по почте", — сказал Григорьев.
Он выразил уверенность, что "если бы такая процедура была бы введена в России, то это вызвало бы серьезную критику со стороны практически всех политических партий, особенно оппозиции, и вызвало бы подозрения, что эта процедура используется для фальсификации выборов". "Непонятно совершенно, как будет происходить контроль подсчета голосов (пришедших по почте), в присутствии каких представителей, как осуществляется идентификация, что это именно тот человек проголосовал, а не кто-то за него, как оценивается, что это именно его подпись. Это все вызывает вопросы, и с учетом того, что несколько миллионов британских граждан проживают на территории Европы и за рубежом, мы понимаем, что потенциально это голосование по почте может быть использовано для искажения результатов выборов", — сказал российский наблюдатель.
Голосование через посредника
"Такая процедура тоже оставляет правительству большие возможности для использования административного ресурса и для искажения результатов выборов", — подчеркнул он.
Электорат
Большие вопросы, по мнению эксперта, "вызывает и разрешение голосовать негражданам Великобритании на референдуме по ее судьбе". "Например, разрешено голосовать постоянно проживающим и имеющим право на работу в Великобритании жителям Британского содружества, то есть 53 стран. Голоса этих людей явно помогают британскому правительству остаться в ЕС. Почему разрешено голосовать жителям Мальты и Кипра? Это независимые государства, члены ЕС. Почему их жители могут голосовать на британском референдуме? Все это также вызывает вопросы", — сказал он.
Подсчет голосов
"Сама процедура подсчета голосов тоже вызывает вопросы, потому что, например, в России это четко прописано, как это происходит, кто наблюдает, как опечатываются урны. Насколько этот референдум будет защищен от возможных фальсификаций – тоже абсолютно не ясно. И как именно будут наблюдать за подсчетом голосов, тоже не ясно", — подчеркнул наблюдатель.
Однако, по его словам, "эти вопросы не вызывают большого сопротивления или интереса со стороны населения Великобритании, по крайней мере, на данный момент, и непрописанность этих процедур, которая потенциально оставляет правительству возможности для манипуляций, пока, тем не менее. не вызывает неприятия со стороны граждан Великобритании". "Может быть, в силу того, что они не видят, что правительство пойдет на такой шаг, как изменение результатов голосования. Хотя, на мой взгляд, с учетом той ожесточенности, той остроты, степени взаимного неприятия, которая есть у одной половины Британии к другой, здесь можно ожидать любые исходы и любые действия", — считает Григорьев.
По его словам, и британские общественные организации "в вопросе соблюдения честности проведения референдума проблемы пока не видят". "Как, например, некоторое время назад в США большинство граждан не видело этой проблемы, а увидело возможности для манипуляций только после голосования за президента Буша, когда был остановлен пересчет голосов, когда были большие нарушения. Как было сказано потом, часть электората, который выступал за демократов, по ошибке вычеркнули из базы данных избирателей. Только после этого общество увидело, что правительство может манипулировать результатами выборов, до этого они не считали, что это возможно. И на данный момент британское общество не считает, что правительство это может делать", — отметил глава фонда.
"И с точки зрения международного законодательства и максимальной прозрачности выборов мне кажется, что это важно, когда представители других стран оценивают различные законодательства друг друга", — добавил он.