Новороссийский морской торговый порт (НМТП) является ведущим стивидорным оператором в России, занимает третье место среди европейских портов по объему грузооборота и насчитывает девять стивидорных компаний различной специализации. О тенденциях развития стивидорного бизнеса, роли группы в росте экспортного потенциала России, планах увеличения инвестиций и стремлении выйти на объемы, сопоставимые со вторым портом Европы, в рамках Петербургского международного экономического форума в интервью РИА Новости рассказал генеральный директор группы НМТП Султан Батов. Беседовала Надежда Фролова.
— Султан Хазалиевич, мы с вами встречаемся на форуме, где обсуждается тенденции развития разных видов бизнеса не только в России, но и в мире. Какой прогноз делают эксперты по рынку морских грузовых перевозок на 2016 год?
— По данным британского аналитического агентства, на 2016 год прогнозируется сохранение в среднем низких темпов роста рынка морских грузоперевозок. Стагнация в сегменте балкерных перевозок продолжится. Рост контейнерных перевозок ускорится до 4%. В сегменте танкерных перевозок замедлится до 3,5%.
Что касается будущего морских перевозок, то, по оценкам ряда мировых экспертных центров, стоимостной объем мировой торговли товарами за период 2010-2020 годов увеличится более чем в двое, что положительно скажется на объемах морских перевозок. При этом около 75% всего выраженного в тонна-милях грузооборота приходится на массовые грузы. Главным локомотивом роста будет являться перевозка сухих массовых грузов, таких как уголь, железная руда, зерно, бокситы, глинозем, фосфатная руда.
— Каких изменений в грузопотоках, затрагивающих Россию, можно ожидать?
— Значительные изменения в перевозках через морские порты, затрагивающие интересы России, могут произойти на нескольких направлениях движения грузопотоков: так называемом Шелковом пути, транзитных перевозках из северных провинций на юг Китая через российские порты Дальнего Востока, развитии Северного морского пути и развитии портов юга России. В некоторых из этих проектов группа НМТП планирует принять самое активное участие.
— Какое место будет занимать НМТП, скажем, в европейском масштабе?
— Группа в настоящий момент занимает лидирующую позицию в России, является третьей в Европе по грузообороту после Роттердама и Антверпена. В ближайшие 10 лет мы ставим перед собой задачу стать самой динамично развивающейся компанией в портовом бизнесе в России. Группа НМТП планирует до 2025 года нарастить перевалочные мощности более чем на 50%, превзойдя сегодняшние показатели второго по величине порта Европы Антверпена.
При этом перевалка сухих грузов в терминалах с участием группы увеличится и составит порядка 30% переваливаемых грузов в морских портах России. Основной для развития группы НМТП будут железорудный концентрат, железорудное сырье, чугун, уголь, металлы, минеральные удобрения, зерно, сера, а также широкая номенклатура других грузов.
Группа НМТП в перспективе планирует реконструировать действующие и строить новые современные терминалы, имеющие глубину причала, позволяющую принимать самые современные суда. В рамках намеченных проектов подписаны 17 соглашений с крупнейшими российскими производителями. Общий объем на сегодняшний день на 23 миллиона тонн. Порядка пяти-шести соглашений находится в стадии подписания.
— Вы сказали о достаточно амбициозных планах: превзойти показателя второго по величине порта Европы. Какие проекты для их осуществления реализует группа?
— Мы реализуем ряд проектов. Реконструкция Приморского торгового порта с увеличением перевалки дизельного топлива — это трубопровод "Север" — даст возможность оказания услуг по погрузке дизельного топлива в порту Приморск с плановым объемом до 23 миллионов тонн. Проект развития Приморского торгового порта предполагает строительство терминала железнодорожных наливных грузов. Приемка груза осуществляется трубопроводным транспортом, и железнодорожного сообщения с портом до сих пор нет. Сейчас проект реализуется, железная дорога будет подведена к порту Приморск в 2017 году. НМТП планирует использовать эту возможность и нарастить объемы перевалки нефтепродуктов через порт. У нас там уже построена бункеровочная база, которая на сегодняшний день не загружена, и мы работаем автотранспортом, что недостаточно рентабельно.
Реконструкция Новороссийского зернового терминала и третьей пристани с учетом реконструкции НКХП (Новороссийский комбинат хлебопродуктов — ред.) даст прибавку объемов от 5,5 миллиона тонн и более и позволит обрабатывать суда вместимостью до 80 тысяч тонн.
На ИПП (Импортпищепром — ред.) бункеровка на пристани номер четыре позволит осуществлять обработку крупнотоннажного флота у причала Новороссийского мазутного терминала. Мы планируем обеспечить на ИПП прием судов "река-море". В составе проекта планируется модернизация пристаней номер четыре и пять для приема нефтепродуктов, судов типа "река-море" к резервуару с последующей отгрузкой на крупнотоннажные суда.
Продолжается реконструкция нефтерайона Шесхарис. Проект обеспечит стабильную и безопасную перевалку как нефти, так и нефтепродуктов через нефтеналивной район Шесхарис порта Новороссийск и в долгосрочной перспективе перевод части мощностей под налив светлых нефтепродуктов в связи с реализацией нефтяной компании "Транснефть" трубопроводного проекта "Юг". То есть позволит высвободить железнодорожные мощности переводом части объемов дизельного топлива с железнодорожного транспорта на трубопроводный, высвободив мощности под другие виды грузов, в частности базовое масло, СМТ (судовое маловязкое топливо — ред.), нафту и другие.
Также продолжается реконструкция контейнерного терминала "Новорослесэкспорт". Первая очередь — 350 тысяч TEU, вторая — 500 тысяч TEU. Идет реконструкция причалов, которая позволит принимать суда вместимостью до 6 тысяч TEU.
Еще один проект — реконструкция шестого района "Новорослесэкспорта" для перевалки цветных и черных металлов, пиломатериалов, скоропорта с грузооборотом 2,3 миллиона тонн. С возможностью обрабатывать суда вместимостью до 50 тысяч тонн.
Продолжается реконструкция БСК (Балтийская стивидорная компания — ред.). Первый этап до 300 тысяч TEU. В полном объеме проект позволит увеличить мощности до 400 тысяч TEU. Сегодня мы пока таких объемов не видим в связи с приостановкой выпуска автомобилей на заводах Калининградской области. Первая часть до 300 тысяч TEU, а в последующем, если проект получит развитие и запланированные проекты по строительству автосборочных предприятий в Калининградской области будут реализованы, планируется увеличить эту мощность до 400 тысяч TEU.
— Насколько я помню, у группы в планах были и другие проекты.
— Да, еще рассматриваем реконструкцию контейнерного терминала НМТП с возможностью увеличения перевалки до 300 тысяч TEU и возможностью обработки судов вместимостью до 10 тысяч TEU. То есть самых крупных, которые могут приходить в Азово-Черноморский бассейн.
Рассматриваем терминал по перевалке растительных масел, терминал по перевалке базовых масел. Это перепрофилирование имеющихся на ИПП мощностей. Рассматриваем любые виды грузов, которые будут востребованы для перевалки в морских портах России.
НМТП недавно получил право приобрести у "Объединенной судостроительной корпорации" 30,5% акций и таким образом консолидировать 95,5% акций Новороссийского судоремонтного завода. Группа НМТП планирует построить на базе НСРЗ универсальный перегрузочный комплекс мощностью до 6 миллионов тонн с широкой номенклатурой грузов под обработку судов вместимостью до 100 тысяч тонн.
— С учетом имеющихся мощностей и ведущейся их модернизации НМТП удалось справиться с кризисными явлениями?
— Универсальные терминалы, которые есть в НМТП, позволили в период кризиса при очень большой волатильности грузов не потерять позиции и дают возможность очень быстро, буквально в течении недели, перейти с одного вида груза на другой. Мы считаем, что это преимущество. Хотя понимаем, что надо развивать дальше специализированные терминалы с большей интенсивностью обработки грузов.
— Вы говорите про порт Тамань?
— Да, группа НМТП планирует принять участие в проекте порта Тамань, стать контролирующим акционером и стивидором. В Тамани мы будем строить специализированные терминалы.
— Какие именно грузы НМТП перейдут на Тамань?
— Порт планирует на Тамань перевести в основном сухие навалочные грузы. Это те, которые, так скажем, не совсем радуют жителей города. Это железорудный концентрат, железорудное сырье, уголь, минеральные удобрения. Они не в такой степени и пылят, но мы хотим сконцентрировать все навалочные грузы в порту Тамань. То есть разделить свои грузопотоки, учитывая, что мощности железной дороги в порту Тамань будут значительно выше, чем сегодня пропускные мощности в Новороссийске даже с учетом реконструкции Новороссийского транспортного узла.
— Сам проект по порту Тамань потребует корректировки заявленных ранее параметров?
— Да, есть необходимость рассмотреть вопросы корректировки проекта РМП "Тамань" с учетом изменившейся ситуации и пожеланий грузовладельцев, которые планируется актуализировать. Предыдущие параметры были подготовлены в период с 2010 по 2012 год.
— В связи с тем, что НМТП решили войти в проект "Тамань", будет ли пересматриваться долгосрочная стратегия группы?
— Рассматривается пересмотр в сторону увеличения. Раньше мы планировали развитие НМТП с увеличением перевалки до 29 миллионов тонн сухих грузов. Но сейчас развитие всех проектов группы при их полной реализации позволит выйти на значительно большие объемы. Пока в Азово-Черноморском бассейне мощности подводящей инфраструктуры не позволят нам дополнительно перевезти больше, чем 50-60 миллионов тонн, но с учетом дальнейшего развития подводящей инфраструктуры эта цифра может возрасти.
Общий объем перевалки наливных грузов практически не меняется. В связи со строительством и реконструкцией на территории РФ нефтеперерабатывающих заводов происходит замещение сырой нефти нефтепродуктами. Доля нефти будет уменьшаться, в то время как доля нефтепродуктов увеличиваться.
— Объем инвестиций, который был запланирован в стратегии до Тамани, соответственно, тоже должен вырасти?
— Конечно. Первоначально мы планировали до 30 миллиардов рублей. Рассматривающийся в настоящее время инвестиционный портфель группы НМТП уже достиг миллиарда долларов. Это порядка 60-65 миллиардов рублей.
— Это будут заемные средства? Например, на инвестиции в Тамань.
— Группа планирует вложить часть своих средств, часть заемных.
— Недавно было сообщение о том, что на собрании акционеров НМТП планируется рассмотреть вопрос о привлечении кредита банка ВТБ. Эти средства будут направлены как раз на эти инвестиции или на реструктуризацию кредита Сбербанка?
— Частично на реструктуризацию, с увеличением суммы кредита на новые проекты.
— О какой сумме кредита идет речь?
— Мы окончательно еще не согласовали договор. Я пока не хотел бы обсуждать этот вопрос.
— А с кредитом Сбербанка были какие-то проблемы?
— Наше сотрудничество со Сбербанком было довольно удачным и обоюдовыгодным. На сегодняшний день рынок предлагает другие условия и мы, как и любая рыночная компания, должны выбрать наиболее интересные и комфортные условия для НМТП.
— К вам в НМТП, насколько я слышала, перешел генеральный директор "РЖД Логистики" Павел Соколов. Чем он будет заниматься?
— Да, он пришел на должность первого заместителя генерального директора. Мы планируем изменение оргструктуры, дальнейшее развитие группы с разделением на текущие, операционные и перспективные направления. Он займется перспективными проектами. Мы хотим использовать его наработанный опыт в направлении логистики, где он достиг хороших показателей, учитывая его опыт работы с РЖД. Но это не единственный новый человек. Сейчас мы рассматриваем привлечение и других новых ключевых менеджеров.
Мы собираемся в своем развитии идти ускоренными темпами. Обновляем стратегию. Хотим усилить. Мы хотим развивать НМТП более агрессивно.
— Что вы имеете в виду?
— Это значит, более высокими темпами. Сегодня кризис не закончился, но когда-то закончится, а ускоренное развитие в кризис я считаю необходимым и целесообразным.