Константинопольский патриархат надеется, что на Святой и Великий Собор на Крите приедут все-таки главы всех православных церквей и примут участие в дискуссиях, заявил архиепископ Телмисский Иов. Он является представителем Константинопольского патриарха во Всеправославном Секретариате, постоянным представителем Вселенского Патриарха во Всемирном совете церквей, профессором Института православного богословия в Шамбези (Женева). Пока в проходящем под председательством Константинопольского патриарха Варфоломея Соборе, призванном стать всеправославным, участвуют главы 10 из 14 поместных православных церквей. В интервью корреспонденту РИА Новости Геннадию Мельнику архиепископ Иов рассказал, почему нельзя изменить статус Собора, насколько обязательными будут его решения для всех, об отношении к просьбе предоставить автокефалию украинской православной церкви и ожиданиях от работы Святого и Великого Собора.
- Ваше Высокопреосвященство, 17 июня состоялся малый синаксис предстоятелей десяти православных церквей. Был ли одобрен проект послания Святого и Великого Собора?
— Проект послания готовила редакционная комиссия до собрания предстоятелей. Предстоятели его одобрили, Собор должен его подтвердить и тогда это будет послание Собора.
- Какие положения вошли в послание?
— Я не участвовал в редакции и в совещании предстоятелей, последнюю редакцию этого послания я еще не видел, так что, к сожалению, не смогу сказать о содержании. Это станет известно на днях.
- Когда будет опубликовано послание? После завершения работы Собора?
— Наверное. Я не знаю в каком порядке будут обсуждаться тексты Собора. К закрытию Собора послание станет известно, это вопрос нескольких дней.
- Что касается организации работы Собора. Митрополит Черногорск-Приморский Амфилохий говорил, что в послании будет говориться о том, что заседание Собора на Крите станет лишь первой сессией Великого и Святого Собора, который продолжит свое заседание через несколько месяцев или в будущем году. Это действительно так?
— Это я читал в прессе, но у меня нет таких официальных сведений. Но мы не можем заранее предвидеть, какими будут решения на Соборе. На днях все станет ясно.
- Шесть вопросов на повестке дня не слишком ли мало для такого представительного собрания?
Главное – нужно понимать, что Собор это не только событие, это процесс, который начался 50 лет назад, когда стали собирать темы, отрабатывать их, готовить тексты. Сейчас это событие состоится. Потом еще будет процесс рецепции Собора.
Многие православные надеются и, кстати, многие церкви об этом заявили, что нужно такие Соборы собирать почаще. Так что это не единственное и не последнее событие. Нужно смотреть на это как на процесс, который начался и который будет продолжаться.
- Это как раз к вопросу о том, что это лишь первая сессия.
— Некоторые говорят, что это первая сессия, некоторые – что это первый Собор, который даст начало целому ряду других Соборов, которые будут собираться в будущем.
- Перед началом работы были предложения понизить статус собрания и провести вместо Собора межправославное совещание. Это предложила Сербская православная церковь и, как я понимаю, поддержала это предложение и РПЦ. На синаксисе этот вопрос обсуждался?
— Я не участвовал в синаксисе, так что не могу сказать об этом.
Но нужно понимать, что созыв Собора был единогласным решением во время синаксиса в январе (2016 года в Шамбези – ред) и для того, чтобы отменить или поменять статус этого созванного Собора, тоже нужен консенсус. Без консенсуса… Некоторые церкви в последнюю минуту сделали некоторые предложения, но по ним не было единогласия, чтобы поменять статус или отменить Собор. Поэтому Собор состоится и посмотрим, какие будут итоги Собора.
- С самого начала был одобрен принцип, согласно которому все решения Собора должны приниматься единогласно. И если они не будут приняты единогласно, то они не будут считаться легитимными для всех церквей. Как сейчас обстоит дело в связи с отсутствием четырех церквей на Соборе? Будут ли его решения обязательными для них или нет?
— Во-первых, Собор был созван единогласно. Если потом церкви не приходят, они берут ответственность за свое отсутствие. Они не могут заставить другие церкви не собираться. В истории церкви было много соборов, даже вселенских, которые собирались без участия некоторых церквей. Например, четвертый вселенский собор начался без участия Антиохийской церкви, Антиохийского патриархата. Тем не менее, решения четвертого вселенского собора были потом приняты всей церковью и четвертый вселенский собор был признан как вселенский. Так что были такие случаи. Важен также процесс рецепции Собора. Посмотрим, какая будет рецепция этого Собора.
— Мы не собираемся рвать общение ни с одной церковью. Наоборот, предстоятели на синаксисе (17 июня – ред) отправили четырем церквам, которые пока не приехали, обращение. Они просили их приехать все-таки завтра на службу (совместную службу предстоятелей всех православных церквей по случаю праздника Пятидесятницы – ред) и остаться на Соборе. Так что еще раз было отправлено повторно приглашение. Сегодня, насколько я знаю, патриарх Московский и всея Руси отказался от повторного приглашения, сказал, что не приедет.
Нам печально, что некоторые церкви не приехали, и мы все-таки надеемся до последнего момента, что они приедут, чтобы участвовать в дискуссиях. Именно Собор является этим местом, этим форумом, где можно обсуждать разные вопросы, которые были подняты.
- Пресс-секретарь патриарха Московского и всея Руси Кирилла, священник Александр Волков накануне в интервью РИА Новости сказал, что Русская православная церковь получила уже готовые решения по всем направлениям, в том числе по организационно-протокольному и информационному, каких-либо предварительных согласований, обсуждений с представителями поместных церквей не было. Организационный комитет учитывал какие-либо предложения других церквей или нет?
— Организационный комитет – это комитет местной церкви, которая принимает Собор, которая принимает гостей. Поскольку Крит является территорией Вселенского патриархата, то он и занимался организационными вопросами. Я думаю, что если бы Собор проводился в другом месте, например, в России, то было бы удивительно, если бы Русская православная церковь не занималась организационными вопросами.
Но все вопросы, пожелания разных церквей, не только РПЦ, были услышаны, в течение подготовки было сделано много изменений в том, что было решено раньше, чтобы учитывать их пожелания.
- Вообще раздавались и обвинения, что Вселенская патриархия ведет себя как диктатор.
- Ваше Высокопреосвященство, несколько дней назад парламент Украины принял обращение к Константинопольскому патриарху Варфоломею с просьбой о предоставлении независимости Украинской православной церкви от Московского патриархата. Патриархат получил уже такое обращение?
— Пока мы об этом слышали только от прессы. Это было несколько дней назад. Мы сейчас на Крите находимся, не знаю, дошло ли уже официально это обращение в патриархию или нет. Но когда этот вопрос официально дойдет, Вселенский патриархат будет его рассматривать.
- Имеются какие-либо предположения по возможному изменению статуса украинской церкви?
— Это вопрос, который Синод Вселенского патриархата, если этот вопрос дойдет к нему, должен будет обсуждать на своих сессиях.
- Антиохийская православная церковь имеет большие разногласия с Иерусалимской церковью по поводу юрисдикции церкви в Катаре. Как Вы полагаете, каким образом можно было бы решить этот вопрос? Есть предложения?
— Вселенский патриархат предложил недавно обеим церквам создать специальную комиссию, чтобы изучить этот вопрос с Катаром. Нужно провести исследования этого вопроса — исторические, канонические, — чтобы серьезно с ним разобраться. Поскольку до Собора оставалось две-три недели, не было времени серьезно заняться этим. Было предложение серьезно этим заняться сразу после Собора.
- То есть пока позиция Константинопольского патриархата не ясна?
— Нет. Вселенский патриархат предложил создать специальную научную комиссию, чтобы исследовать этот вопрос и помочь обеим церквам развязать его.
- Некоторые острые вопросы остались вне рамок Собора. Это и вопросы о гонениях на христиан на Ближнем Востоке в связи с событиями в Сирии, Ливии, Ираке. Почему они не были включены в повестку?
— Возможно, что в послании Собора будет что-то сказано. Была идея, что послание Собора должно ответить на некоторые актуальные вопросы, которые беспокоят православных христиан. Насчет тематики или порядка Собора было решение, что поскольку тематика была установлена еще в 1971 году на предсоборной конференции, то нужно сначала закончить с этими темами, а потом, даст Бог, мы будем готовить следующий Собор, где можно будет обсуждать другие темы.
Надо сначала закончить то, что мы начали. Если мы будем постоянно добавлять какие-то новые темы, мы никогда не закончим начатого, ничего не получится. Надо постепенно и систематически решать.
- Почему такие большие разногласия по вопросу о таинстве брака? Ведь, казалось бы, для православия вопрос звучит однозначно.
В остальных православных церквах уже столетие допускаются ради паствы, хотя это и не закон, браки с христианами других конфессий. Это единственный пункт, с которым Грузинская церковь не была согласна.
Антиохийская церковь не подписала текст о браке, но это было протестом по поводу Катара, но не ради протеста против самого текста о браке, поскольку Антиохийская церковь давно совершает смешанные браки с другими христианскими конфессиями. Так что в принципе это единственный пункт, где нашлось разногласие с одной церковью.
- Какие у Вас ожидания от работы Собора?
— Собор дает возможность всем православным церквам в новом формате, в более официальном, более каноническом формате встречаться и обсуждать совместно темы, которые их беспокоят. Все знают, что этот процесс начался еще в 1902 года, когда патриарх Вселенский обратился ко всем церквам для того, чтобы обсудить вместе вопросы, и с этого начался длинный процесс. Пока церкви вместе собирались, обсуждали, готовили все эти темы на всеправославных конференциях, которые собирались на Родосе в 1960-х годов, на всеправославных предсоборных конференциях, в подготовительных комиссиях.
Все эти структуры, конференции, комиссии – это уже был шаг вперед, церкви вместе обсуждали эти вопросы. Но эти инстанции не являются какими-либо официальными каноническими структурами.
При патриаршестве нынешнего Вселенского патриарха Варфоломея был созван целый ряд синаксисов – собраний предстоятелей церквей, которые тоже дали возможность предстоятелям собираться.
Но теперь Собор – это самая каноническая официальная структура, которая дает возможность совместно обсуждать вопросы для того, чтобы принять едиными устами и единым сердцем какие-то позиции.
И мы надеемся, что именно этот Собор будет не только заключением всего этого процесса, который длился весь ХХ-й век, но будет началом новой эпохи в православии, где можно будет собираться почаще.
- У Вас есть какие-то пожелания к Собору?
— Я вижу, что Святой и Великий Собор Православной Церкви вызывает много вопросов и много интереса, высказаны разные мнения. Это показывает актуальность этих вопросов, показывает, что нужно собраться всем вместе, чтобы эти вопросы обсудить. И главное мое пожелание – чтобы православные христиане молились, чтобы Дух Святой просветил всех участвующих в Соборе, чтобы принятые решения были в пользу церкви и на славу Божию и на спасение всех людей.