Ростислав Ищенко, обозреватель МИА "Россия сегодня"
Соответственно, стороны, заинтересованные в сохранении украинского транзита, должны определить, кто именно компенсирует "Газпрому" неизбежные в таком случае потери.
Фактически Миллер предложил "партнёрам" выбор между экономической эффективностью и политической целесообразностью.
Ещё в декабре 2015 года на саммите ЕС, в ходе которого русофобствующие восточные европейцы пытались поставить под сомнение целесообразность "Северного потока-2", канцлер Германии Ангела Меркель чётко определила позицию своей страны, назвав его частным экономическим проектом. Фактически Меркель вынесла газопровод за скобки политических баталий.
Пожалуй, никогда и ни в каком вопросе федеральный канцлер не проявляла столько упорства. Она годами жёстко противостоит давлению и своих партнёров по ЕС, и Еврокомиссии, и даже "старшего брата" в лице США, которые совместными усилиями пытаются сорвать реализацию проекта.
В вопросе "Северного потока-2" Меркель занимает позицию не менее жёсткую, чем занимал в отношении "Северного потока-1" её предшественник Герхард Шрёдер.
В чём же причина германского упорства? Ведь к организации украинского кризиса Берлин приложил не меньшие усилия, чем Вашингтон, а сохранение газового транзита через Украину (для которого "Северный поток-2" не оставляет свободных объёмов газа) – едва ли не последняя статья валютных доходов насквозь дырявого украинского бюджета.
Думаю, что мы не ошибёмся, если выделим четыре главные причины, по которым Германия будет бороться за реализацию данного проекта до последней возможности.
Северный маршрут дешевле
Впрочем, если бы вопрос цены был бы единственным камнем преткновения, политическая целесообразность и "просьбы" американцев гарантированно возобладали бы над здравым смыслом, как это не раз бывало ранее.
Хаос на Украине
Вторая причина – прогрессирующая хаотизация Украины и распад её государственности. Идущая третий год гражданская война в Донбассе постоянно угрожает превратиться в общеукраинский конфликт всех против всех. Причём с каждым днём центральная власть в Киеве всё слабее, а угроза полномасштабного внутреннего конфликта всё явственнее.
Не надо быть семи пядей во лбу, чтобы представить себе, что будет твориться с магистральными газопроводами, если территория Украины превратится в пространство, на котором будут выяснять отношения десятки "армий" и обычных банд.
Между тем, газ в ЕС, особенно в зимний период, должен поступать гарантированно и вовремя.
Украинская ГТС требует срочного ремонта
Третья проблема имеет технический характер, но также связана с гарантиями регулярности и своевременности поставки необходимых объёмов газа. Не только в России и на Украине, но и в Германии хорошо известно, что за 25 лет, прошедших с распада СССР, газотранспортная система (ГТС) Украины активно эксплуатировалась. При этом ни модернизации, ни даже тщательного ремонта не проводилось.
Между тем, всё хорошее рано или поздно кончается. Даже надёжное советское наследие рано или поздно изнашивается. По оценке "Нафтогаза Украины", ещё при Ющенко (в 2005–2010 годах) уровень износа системы достиг 60%. Можно смело предположить, что сегодня он приблизился к отметке 80%, а то и превысил её.
Фактически в любой момент может начаться неконтролируемый развал украинской газотранспортной системы. Неизвестно, что хуже – периодические взрывы в целом исправного газопровода или каскад аварий с последующим неизбежным выходом из строя всей системы.
При этом Германия имеет богатый опыт сотрудничества с Украиной в вопросе модернизации ГТС. В 2005 году "Нафтогаз Украины" получил целевой кредит "Дойчебанка" в миллиард евро (с возможностью последующего увеличения) на модернизацию ГТС. Первый транш кредита (500 миллионов евро) был разворован с такой скоростью и так бесследно исчез, что кредитование было немедленно остановлено.
То есть никаких иллюзий по поводу надёжности украинского транзита Берлин не испытывает.
Германия – не единственный европейский потребитель газа
Наконец, есть и четвёртая причина, наверное, самая существенная.
После того, как все варианты "Южного потока" были заблокированы под давлением США, северный маршрут оказался единственной альтернативой украинскому не только для Германии, но и для Балкан и Южной Европы.
По сути, после реализации "Северного потока-2" Германия становится общеевропейским газовым хабом. Именно с её территории главный энергоноситель будет распределяться между остальными членами ЕС.
В такой ситуации контроль над поставками газа в ЕС остаётся если не единственным, то наиболее существенным аргументом как в пользу сохранения ЕС, так и в пользу германского лидерства в нём.
Именно поэтому Берлин противостоял и будет противостоять попыткам заблокировать "Северный поток-2". Это последний шанс сохранить привычную и комфортную для германских элит модель ЕС.
Если позиция ФРГ будет продавлена США, Еврокомиссией и восточноевропейскими лимитрофами, это будет, во-первых, означать конец германского лидерства в ЕС, а во-вторых, неизбежный скорый конец Евросоюза – катастрофу европейской цивилизации в том виде, в котором мы её сегодня знаем.
Берлину осталось буквально "день простоять, да ночь продержаться". Через два года "Северный поток-2" должен вступить в строй. Так что не позднее конца 2018 года мы будем чётко представлять себе будущее современной европейской цивилизации.