МОСКВА, 15 июн — РИА Новости. Футбол уже давно стал культом для сотен миллионов человек по всему миру. Двадцать два человека гоняют мяч на большом зеленом прямоугольнике на глазах у нескольких десятков тысяч людей, готовых их боготворить. Религиозные деятели в разгар Евро-2016 рассказали РИА Новости о том, как нужно болеть, есть ли специальные предматчевые обряды и когда верующему человеку не стоит играть в футбол.
"Футбол может воспитывать разные качества у разных людей. Любое систематическое занятие воспитывает у человека силу воли. Воспитывает ограничения — например, спортсмен принимает их на себя, чтобы добиться лучших результатов, что также является некой формой аскезы. Когда болельщики болеют за свою команду, то это воспитывает чувство сопереживания, радости за ближнего. Многие качества, в общем.
Православные играют в футбол с удовольствием. С большим удовольствием мы только молимся", — сказал заместитель главы Синодального миссионерского отдела РПЦ игумен Серапион (Митько).
Ему хотелось бы, чтобы футбол набирал еще большую популярность в России. По его словам, с помощью футбола "формируется командный дух, дух сотрудничества, любви к ближнему", что, по его словам, необходимо.
"Нужно понимать, что не всем быть чемпионами и что футбол не только удел наших профессиональных игроков, хорошо, если бы он стал частью жизни каждого двора, как это было, можно сказать, когда-то. Чтоб вошел в жизнь семей", — надеется священнослужитель.
"Дасаев обращался к Всевышнему перед игрой"
Собеседники агентства отметили, что каких-то особых обрядов перед игрой в религиях не предусмотрено. При этом на индивидуальном уровне обратиться за помощью к высшим силам может абсолютно каждый.
"Например, Ринат Дасаев говорил перед матчем "во имя Аллаха Милостивого и Милосердного", то есть начинал его с именем Бога. Есть такие кадры, я сам их видел. Каждый сам обращается к Всевышнему. Специального обряда перед игрой в исламе нет", — отметил первый зампредседателя Совета муфтиев России Рушан Аббясов.
Такого же мнения придерживается раввин Федерации еврейских общин России Аарон Гуревич, который подчеркнул, что это "безусловно, личное дело каждого, это достаточно интимный момент". Однако если футболист, будучи искренне верующим человеком, представляя "Творца всегда, в любой момент своей жизни" должен обратиться к нему "со словами, с мыслью о даровании успеха, победы в игре".
"В шаббат футбол играть нельзя"
"Сегодня спортивные игры — это в значительной части коммерция. Есть какие-то ставки, букмекеры, интересы клубов, есть перетягивание в те или иные команды игроков и так далее. А поскольку в шаббат абсолютно исключено иметь дело с тем, что приносит какую-то коммерческую выгоду, так как написано, что "в седьмой день Всевышний отдыхал". Соответственно мы обязаны отдыхать, убрав руки от всего, что является созидательной работой. А поскольку извлечение прибыли это созидательная работа, то (играть в шаббат) исключено абсолютно", — пояснил раввин.
Взрослым евреям недозволительно играть в шаббат в футбол также и "на интерес". Согласно вероучению иудаизма, в этот день в футбол можно играть только в том случае, "если дети играют на огороженной территории, которая является сама по себе отдельным владением".
В исламе определенных дней, когда нельзя играть в футбол, нет. Однако Аббясов напоминает, что "во всем должна быть мера, дабы это не отвлекало человека от поклонения". Мусульманам не запрещается играть, в том числе, в священный для них месяц Рамадан, во время которого они соблюдают строгий пост, воздерживаясь от еды и воды до захода солнца. Хотя, по словам зампреда СМР, в этот месяц верующие стараются играть "более умеренно", дабы не нарушать предписываемое вероучением воздержание.
Игумен Серапион (Митько) отметил, что футбол появился уже после того, как сформировалось вероучение Церкви, поэтому в нем ничего плохого нет. Футбол, по его словам, "это часть нашей жизни и одно из занятий человека".
"Наверное, на Пасху или на Троицу человек прежде всего пойдет в храм. В какие-то дни Великого поста воздержится от игры ради святости этих дней. Но не потому, что футбол — плохо, а потому, что есть вещи, которые для христианина важнее, чем футбол. В этих случаях он может и не играть", — пояснил он.
У католиков, по словам генерального секретаря Конференции католических епископов России священника Игоря Ковалевского, также "нет никаких ограничений" на футбол.
"Футбол всегда был популярен среди католического духовенства, ведь, все-таки, католическое духовенство — это мужчины. А подавляющему большинству мужчин футбол нравится… В футбол играет католическое духовенство и, в частности, семинаристы. Во многих странах мира очень популярны футбольные турниры между различными духовными семинариями. Более того, католическая церковь поощряет занятия спортом среди верующих. Многие представители духовенства занимаются спортом", — добавил священник.
"Переживание за любимую команду должно иметь границы"
Представители религий единогласно высказали мнение о том, что поддержка любимой команды должна соответствовать не только законодательству, но и правилам нравственности.
"Ни в коем случае нельзя поддаваться ненависти. Поддержка своей команды не означает ненависти к другой. Необходимо проявление уважения к сопернику. В этом как раз и смысл спортивного боления", — отмечает Ковалевский.
Рушан Аббясов подчеркнул, что нужно "болеть цивилизованно" — без оскорблений других людей. Об этом же сказал игумен Серапион (Митько), который добавил, что переживание победы или поражения любимой команды "должно иметь свои границы".
"Болея за свою команду нельзя делать те вещи, которые не будешь делать в других случаях. Вот и все", — заключил игумен.