Вооруженные силы Белоруссии развиваются в ключе союзнических отношений с Россией несмотря на то, что три из пяти соседних с республикой стран являются членами НАТО. О планируемых совместных мероприятиях, об оснащении армии техникой и борьбе с дедовщиной РИА Новости рассказал министр обороны страны Андрей Равков.
— Факт того, что самое тесное военное и военно-техническое сотрудничество Белоруссия развивает с Россией, не вызывает сомнения. Какие совместные мероприятия намечены на ближайшее время?
— Укрепление дружбы и сотрудничества между Беларусью и Россией является одним из приоритетных направлений белорусской внешней политики. Интеграция в военной сфере носит стратегический характер и играет важную роль в системе обеспечения национальной безопасности двух государств. При этом огромное значение для развития взаимовыгодного сотрудничества наших стран в военной сфере имеют совместные мероприятия оперативной и боевой подготовки.
Ежегодно проводится около 30-40 совместных мероприятий различного уровня и характера. Наиболее значимыми среди них являются учения "Запад-2009", "Щит Союза-2011", "Запад-2013", "Щит Союза-2015". Начата активная подготовка к проведению учения "Запад-2017".
В рамках сотрудничества по линии ВВС и войск ПВО Вооруженных сил Беларуси и ВВС Вооруженных сил России особое внимание уделяется совместной боевой подготовке объединенной системы ПВО, проведению ежегодных боевых стрельб на российских полигонах "Ашулук" и "Телемба", командно-штабных тренировок и совместному несению боевого дежурства по противовоздушной обороне.
На постоянной основе проводятся совместные тактические учения сил специальных операций Вооруженных сил Республики Беларусь и воздушно-десантных войск Вооруженных сил Российской Федерации.
— Нужно ли, на ваш взгляд, более тесное взаимодействие ВС Белоруссии и России. В какие формы это может превратиться? Единая армия? Совместные воинские части?
— Уровень военного сотрудничества, который сложился между Республикой Беларусь и Российской Федерацией, соответствует тем отношениям, которые и должны быть между братскими народами.
Неуклонно реализуется план совместных мероприятий по обеспечению функционирования региональной группировки войск, разрабатываемый ежегодно. Претворяются в жизнь требования основополагающих документов двустороннего сотрудничества, в том числе Соглашения о совместной охране внешней границы Союзного государства в воздушном пространстве и создании Единой региональной системы противовоздушной обороны, о создании и функционировании объединенной системы связи региональной группировки войск, о взаимодействии в области радиоэлектронной борьбы и другие.
В рамках этой деятельности военными ведомствами двух стран продолжается работа по созданию объединенных систем разведки, радиоэлектронной борьбы, связи, технического и тылового обеспечения, по совершенствованию объектов военной инфраструктуры.
Что же касается еще более тесного взаимодействия и развития военного сотрудничества наших стран, то его конкретные формы будут соответствовать положениям новой военной доктрины Беларуси, которая в настоящее время принята парламентом в первом чтении. В частности, в документе среди основных приоритетных направлений в коалиционной военной политике Беларуси названо дальнейшее развитие отношений с Российской Федерацией в рамках договора о создании Союзного государства от 8 декабря 1999 года – по вопросам поддержания необходимого военного потенциала, принятия совместных мер по предотвращению военной угрозы Союзному государству и отражению агрессии на общем оборонном пространстве, обеспечения функционирования региональной группировки войск.
— В Белоруссии действуют два российских военных объекта — радиостанция ВМФ и РЛС Военно-космических сил. Какая польза республике от этих объектов, будет ли страна продлевать их пребывание по окончании срока аренды в 2020 году?
— Все политические решения, которые принимаются и будут приниматься в Беларуси, несомненно, направлены на защиту национальных интересов государства. При этом последовательное развитие и укрепление военного и военно-технического сотрудничества с Российской Федерацией является одним из основных национальных интересов Республики Беларусь в военной сфере. Это положение закреплено в Концепции национальной безопасности Республики Беларусь.
— В республику регулярно поступает российское вооружение (ПВО, ВВС и другое). Каковы планы ближайших поставок? Что из образцов вооружения Белоруссия хотела бы получить в перспективе?
— В соответствии с государственной программой вооружения на 2016-2020 годы продолжается поэтапное перевооружение белорусской армии на современные образцы вооружения и военной техники. Осуществляется закупка вертолетов Ми-8МТВ5, а также хорошо зарекомендовавших себя учебно-боевых самолетов Як-130. В целях наращивания группировки войск противовоздушной обороны запланирована поставка в войска еще одной зенитной ракетной батареи "ТОР-М2".
Кроме того, рассматривается вопрос приобретения для сухопутных войск бронетранспортеров БТР-82А, минометных комплексов "Нона-М1", комплексов радиоэлектронной разведки.
— Основа парка боевых самолетов ВС Белоруссии имеет солидный возраст. Пока речь идет о поставке учебно-тренировочных самолетов из России. А как насчет современных боевых единиц?
— Благодаря четко налаженному взаимодействию с отечественными предприятиями оборонного сектора экономики, в Вооруженных силах проводятся мероприятия по модернизации (капитальному ремонту) существующих образцов летательных аппаратов. Вместе с тем министерство обороны заинтересовано и в закупке новейших образцов летательных аппаратов. В перспективе мы планируем приобретение для Вооруженных сил самолетов типа Су-30СМ.
— Есть ли планы обновить парк военно-транспортных самолетов? АН-26 и Ил-76 пока устраивают военных?
— Обновлять парк военно-транспортных самолетов мы пока не планируем. Имеющиеся в Военно-воздушных силах самолеты проходят плановый ремонт с модернизацией – в настоящее время этого достаточно. Кроме модернизированных самолетов, отдельные военно-транспортные задачи будут выполняться вертолетами Ми-8МТВ5.
— В свое время в белорусской армии серьезно взялись за борьбу с неуставными взаимоотношениями. Удалось ли победить это явление? Как вообще в Вооруженных силах обстоят дела с дисциплиной и преступностью?
— Криминологические показатели в белорусской армии – одни из самых низких в мире. В 1994 году на 1000 военнослужащих совершалось около 11 преступлений, в 2015 году зафиксирован самый низкий коэффициент преступности за всю историю Вооруженных сил – 1,62 на 1000 человек.
В Вооруженных силах Беларуси создана система поддержания правопорядка, в основе которой лежат принципы неотвратимости наказания непосредственного виновника правонарушения и всемерная поддержка офицеров, своевременно вскрывающих правонарушения и принимающих необходимые меры в соответствии с законодательством.
Что касается неуставных взаимоотношений, то к ответственности привлекаются даже военнослужащие, допустившие противоправные действия, которые не сопряжены непосредственно с физическим насилием. Как результат, если в 2003 году было совершено в абсолютных цифрах 99 таких правонарушений, то в 2015 году – 27.
Разумеется, система поддержания дисциплины не ограничивается только методами принуждения. Проводится большая аналитическая работа, изучение социальных процессов в военном социуме, эффективно действует система воспитания. Кстати, белорусская армия стала первой на постсоветском пространстве, где уже в середине 90-х годов прошлого века создана психологическая структура, организована подготовка профессиональных войсковых психологов, должности которых введены в подразделениях.
Знание социально-психологических процессов в закрытых микросоциальных системах, которыми являются и воинские коллективы, позволяет эффективно противостоять преступности в армии. Без преступлений и происшествий решают возложенные на них задачи 90% воинских частей.
— Республика, похоже, не собирается отказываться от всеобщей воинской обязанности. На чем основывается это решение?
— Вооруженные силы Республики Беларусь комплектуются на основе сочетания воинской обязанности с добровольным поступлением на военную службу по контракту.
На сегодняшний день мы не ставим перед собой задачу перехода на комплектование должностей солдат и сержантов на профессиональной основе, так как созданная в Вооруженных силах система обеспечивает решение двух основных задач: с одной стороны – поддержание на достаточном уровне боевой и мобилизационной готовности, а с другой – осуществление планомерной и целенаправленной подготовки военно-обученного резерва.
Причем военно-учетную специальность получают в ходе срочной военной службы, службы в резерве без отрыва от работы путем прохождения сборов, а также на военных факультетах и кафедрах высших учебных заведений.
Одновременно мы работаем над повышением уровня профессионализации наших Вооруженных сил. Так, в январе 2014 года в закон Республики Беларусь "О воинской обязанности и воинской службе" были внесены изменения, в соответствии с которыми на военную службу по контракту (на должности солдат и сержантов) могут поступать граждане мужского пола призывного возраста, не состоящие в запасе, то есть призывники. Таким образом, у молодых людей появился выбор: проходить срочную военную службу или поступить на военную службу по контракту.
— В стране вот-вот появятся первые граждане, проходящие альтернативную службу. Много ли таких желающих? Каковы мотивировки?
— С 1 июля 2016 года вступает в силу закон Республики Беларусь "Об альтернативной службе". Основным органом, реализующим требования данного закона, является министерство труда и социальной защиты Республики Беларусь.
Альтернативная служба представляет собой общественно-полезную деятельность взамен воинской службы. На эту службу могут быть направлены граждане, лично заявившие о том, что принятие военной присяги, ношение, применение оружия противоречат их религиозным убеждениям в той мере, в которой становится невозможным прохождение воинской службы.
Альтернативную службу проходят в организациях здравоохранения, социальной сферы, жилищно-коммунального, сельского и лесного хозяйства, в организациях, занимающихся благоустройством территорий, строительством и ремонтом дорог и железнодорожных путей.
Желающих быть направленными для прохождения альтернативной службы немного. При проведении весеннего призыва 2016 года только около 20 человек изъявили желание о замене воинской службы на альтернативную. С вступлением в силу закона в установленный срок они будут направлены в органы по труду, занятости и социальной защиты для последующего направления на альтернативную службу.
— Насколько активно белорусская армия готовит кадры за границей и насколько активно иностранные военные учатся в республике? Обучения по каким специальностям не хватает в стране?
— Отечественная система военного образования позволяет готовить офицерские кадры практически по всему спектру специальностей и уровням подготовки военных специалистов. Обучение белорусских военнослужащих в военно-учебных заведениях министерства обороны Российской Федерации осуществляется лишь по некоторым специальностям, организация подготовки по которым в Республике Беларусь экономически нецелесообразна, а также в целях обмена опытом и реализации совместных мероприятий по обеспечению функционирования региональной группировки войск (сил) Республики Беларусь и Российской Федерации, совместных действий стран ОДКБ.
Численность заказа на подготовку определяется исходя из потребности Вооруженных сил в соответствующих военных специалистах. Более подробную информацию о перечне военных учебных заведений министерства обороны Российской Федерации и наименованиях специальностей можно найти на портале министерства обороны.
С момента создания суверенного белорусского государства в военных учебных заведениях Республики Беларусь прошли обучение более 1700 иностранных специалистов более чем из 20 стран мира. В текущем учебном году в отечественных военных вузах проходят обучение свыше 200 граждан из 8 государств. Востребованность белорусского военного образования за рубежом свидетельствует об авторитете и признании отечественной военной школы как в странах ближнего, так и дальнего зарубежья.
— Расхожее выражение предостерегает генералов не готовить армию ко вчерашней войне. Насколько удается в боевой подготовке белорусских ВС учитывать опыт военных конфликтов последних лет и даже месяцев.
— Удается. И не только в боевой подготовке, но и в создании оптимальной организационной структуры Вооруженных сил, всех обеспечивающих систем. Например, более чем за 10 лет до последних трагических событий на Ближнем Востоке и других регионах мира именно в Беларуси были проработаны возможные сценарии войн будущего и задолго до того, как об этом заговорили аналитики, в ходе завершающего этапа реформирования армии были созданы все системы для парирования подобных рисков и вызовов. В частности, созданы Силы специальных операций как отдельный род войск и система территориальной обороны. Осуществляется постоянное совершенствование системы боевой подготовки Вооруженных сил. В белорусской армии практически не осталось документов, регламентирующих боевую подготовку, которым более 4-5 лет. При этом основные из них уточнены в 2014-2015 годах. Постоянно корректируется содержание мероприятий боевой подготовки с учетом обучения частей действиям в современных условиях.
Самое пристальное внимание уделяется совершенствованию форм и способов применения имеющихся сил и средств. В подготовке войск в текущем году основные усилия сосредоточены на обучении их современным способам ведения вооруженной борьбы, в частности ведению рассредоточенных боевых действий автономными мобильными группами, способными нанести противнику максимально неприемлемый ущерб.