МОСКВА, 14 июн — РИА Новости. Президент России Владимир Путин подписал указы о помиловании украинцев Геннадия Афанасьева и Юрия Солошенко, что сделало возможным их возвращение на родину. После этого в Москву прибыли украинцы Елена Глищинская, подозревавшаяся Киевом в сепаратизме, и Виталий Диденко, осужденный по той же статье и помилованный президентом Украины Петром Порошенко.
В тот же день в Москву вернулись осужденные в Киеве россияне Евгений Ерофеев и Александр Александров, помилованные президентом Украины.
Возвращение на Украину
Указы о помиловании вступили в силу в день подписания, и уже во вторник вечером самолет с Афанасьевым и Солошенко приземлился в киевском аэропорту.
Афанасьева задержали в Симферополе по делу "крымских террористов" в мае 2014 года. ФСБ России расследовалось уголовное дело в отношении руководителей и участников террористического сообщества "Правый сектор", совершивших в апреле 2014 года два теракта в городе Симферополь – поджоги зданий общественных организаций. Также в апреле-мае 2014 года они готовились к другим террористическим актам, в том числе к взрыву мемориала "Вечный огонь".
В декабре 2014 года Мосгорсуд признал Афанасьева виновным в совершении инкриминируемых деяний и приговорил к семи годам лишения свободы.
Дело 73-летнего Солошенко было маркировано грифом "секретно". По данным СМИ, он собирался вывезти на Украину комплектующие российского вооружения. Солошенко задержали в Москве при встрече с "деловым партнером" из Минобороны России, утверждается в публикациях. Мосгорсуд приговорил его к шести годам колонии строгого режима.
Вернувшихся на родину граждан Украины доставили в больницу, куда приехал президент Украины Петр Порошенко. Он заявил, что будет продолжать работу над возвращением других осужденных в России украинцев, а также пленных из Донбасса.
Вынуждены покинуть страну
В этот же день в Москве приземлился самолет с украинцами, активистами движения "Народная рада Бессарабии" Виталием Диденко и Еленой Глищинской с маленьким ребенком. Елена Глищинская длительное время находилась в СИЗО города Одессы, Диденко – в колонии Ровненской области.
Одесский журналист Виталий Диденко, осужденный по обвинению в сепаратизме на три года, во вторник был помилован президентом Украины Петром Порошенко.
В июле 2015 года управление СБУ в Одесской области возбудило уголовное дело по статье "посягательство на территориальную целостность Украины". По мнению следствия, с января по апрель 2015 года Диденко, будучи редактором информационного интернет-портала "Инфоцентр", "умышленно создавал предпосылки для дальнейшего незаконного провозглашения государственного образования с названием "Бессарабия" на территории Арцизского, Белгород-Днестровского, Болградского, Саратского, Тарутинского, Татарбунарского, Ренийского, Килийского, Измаильского районов Одесской области".
Ряд местных СМИ ранее сообщал, что национальные общины Одесского региона в апреле 2015 года объявили о создании Народной рады Бессарабии, чтобы отстаивать интересы местных жителей. В связи с этим в СБУ заявили, что никакой "Рады" быть не может, потому что такого территориального образования как Бессарабская народная республика, не существует.
Представители так называемой Народной рады Бессарабии заявляли о преследовании и арестах своих сторонников спецслужбами.
Журналистка Глищинская, работая директором одесской областной телерадиокомпании "Свободная волна", обвинялась украинскими властями по статьям "сепаратизм и государственная измена", которые грозили ей лишением свободы от 12 до 15 лет.
Уже после ареста в феврале 2016 года Глищинская в условиях СИЗО родила ребенка. На данный момент состояние мальчика стабильно тяжелое – у него патология сердца. Украинские спецслужбы не давали Глищинской возможности находиться с ребенком. В СИЗО она находилась более года.
Как отметили в Кремле, освобождение Глищинской и Диденко стало возможным при активном содействии и посредничестве Виктора Медведчука — спецпредставителя президента Украины. Украинские журналисты поблагодарили власти России за помощь в освобождении, назвав произошедшее чудом.
"Действительно, то, что Россия вмешалась в наше дело и вызволила нас, — это чудо", — сказала Глищинская журналистам по прибытии в Москву. Украинские журналисты рассказали, что во время содержания в тюрьме на них оказывалось давление, чтобы заставить оговорить самих себя.
Глищинская, которая приехала в Россию с двухмесячным ребенком, рассказала, что малышу теперь требуется лечение. По ее словам, во время заключения ей зачастую не давали видеться с ребенком. Журналистка отметила, что двое ее старших детей — 18 и 10 лет — остались в Одессе с ее родителями.
"Я бы никогда не оставила ни детей, ни Украину, но меня поставили в такие условия, что мне пришлось: либо я остаюсь в тюрьме на долгие годы, либо покидаю страну", — объяснила она.
Глищинская и Диденко убеждены, что были осуждены по политическим мотивам, поскольку нынешние власти Украины не принимают альтернативную точку зрения на происходящие в стране процессы.
Глищинская рассказала, что они были арестованы как активисты движения "Народная рада Бессарабии".
"Это национально-культурное движение, не связанное с политикой, но власти посчитали, что это не соответствует общей политической линии", — сказала она. Глищинская подчеркнула, что их обвинили в сепаратизме и попытках разделить Украину на части. "Это не имеет ничего общего с действительностью", — заявила она.
С ней солидарен и Диденко.
"Мы граждане Украины, которые просто придерживаются альтернативной линии на определенные общественно-политические процессы, которые были в стране", — сказал он. "Видимо властям это не понравилось", — добавил журналист.