Наталья Дембинская, РИА Новости
Авторы поправок отмечают: законопроект направлен на уменьшение дорожно-транспортных происшествий, причина которых — транспортно-эксплуатационные недостатки дорог.
А недостатков великое множество. В правительстве подсчитали: нормативным требованиям отвечают 63,6% автомобильных дорог федерального значения, 38,8% — регионального значения и 31,6% — местного значения.
В топ-20 российских городов с самыми плохими дорогами попали Рязань, Самара, Саратов, Тольятти, Тверь, Челябинск, Волгоград, Архангельск, Пермь.
Статистика ГИБДД печальна: в 2015 году 34% аварий с пострадавшими "сопутствовали неудовлетворительные условия обустройства и содержания улично-дорожной сети". Это на 5% больше, чем годом ранее. А только за первые 4 месяца 2016 года доля таких аварий вплотную приблизилась к 50%.
Популизм и отсутствие контроля
Юристы, специализирующиеся на защите прав автовладельцев, поддерживают законопроект. Но эффективность его считают сомнительной, объясняя: проблему с "убитыми" дорогами надо решать комплексно. Должны быть неотвратимость наказания и контроль, а исполнительская часть хромает.
Чиновники в регионах жалуются: на местные дороги выделяется лишь малая часть от необходимого, так как основной источник их финансирования — транспортный налог. В прошлом году он принес в бюджет менее 20 млрд рублей.
Но автоэксперты подчеркивают: отсутствие денег – не аргумент. "У каждой организации есть ответственность за содержание вверенной ей дороги. Отсутствие средств или возможностей по закону не является основанием для неисполнения своих обязанностей", — отмечает Рыбалко.
Таким образом, если автомобиль пострадал из-за ямы или выбоины на дороге, добиваться компенсации от собственника дороги или обслуживающей организации можно и нужно.
В досудебном порядке
Юристы предлагают несколько схем. "Попал в ДТП — вызови ДПС и укажи на яму. Если инспектор отказывается фиксировать наличие ямы, есть смысл обратиться в полицию и сообщить, что инспектор отказывается фиксировать", — объясняет Рыбалко.
"Все это направляется в зависимости от ситуации либо в суд, либо должностному лицу", — поясняет автоэксперт.
Заявление на возмещение ущерба пишется в страховую компанию. Здесь проще всего владельцам КАСКО – им возместят ущерб в любом случае, вне зависимости от того, что стало его причиной – дорожное покрытие или что-то еще. "Главное – сотрудники ДПС должны назначить экспертизу, что они часто не хотят делать. Нужно на этом настаивать", — добавляет автоюрист.
Впрочем, нежелание сотрудника ДПС не должно мешать водителю добиваться компенсации по закону, подчеркивает глава компании "Автоликбез" Дмитрий Славнов. "Если инспектор ДПС что-то отказывается протоколировать, то фотографируете яму, инспектор замеряет ее глубину и ширину рулеткой. Если яма соответствует ГОСТу — это вина коммунальных служб. Нужно подать досудебную претензию на коммунальную службу, содержащую результаты независимой экспертизы", — объясняет он.
Ничего, кроме дорожного полотна
Даже если яма ГОСТу не соответствует, юрист советует все равно подавать претензию. Плюс-минус сантиметр – и это уже не яма, а выбоина, а Дорожный регламент гласит: на дороге не должно быть ничего, кроме дорожного полотна. "В 80—90% случаев Росавтодор либо подрядная организация, которая обслуживает данный участок дороги, выплачивает всю сумму сразу", — заверяет юрист.
В случае если в выплате отказывают, с письменным отказом нужно обращаться в суд. Эксперты признают: процесс может занять две-три недели, а может, и несколько месяцев. "Например, иногда не могут найти причинителя ущерба, например, чей люк, кому он принадлежит – все спихивают друг на друга. Выясняет это комиссия", — отмечают юристы.
Суды судами, но появятся ли в России действительно качественные дороги?
После недавнего заявления Росавтодора надежд все меньше. Оказывается, повышение качества федеральных дорог может привести к увеличению ДТП. В ведомстве пояснили: на хорошей дороге водители чаще превышают скоростной режим, выезжают на встречную полосу движения. А эти нарушения – одни из наиболее частых причин ДТП.