Александр Хроленко, обозреватель МИА "Россия сегодня"
7 – 17 июня в Польше проходят международные военные учения "Анаконда – 2016", самые масштабные за четверть века. Польская "Анаконда" – это более 30 тысяч военнослужащих (включая 12 тысяч польских и 14 тысяч американских) из 24 стран мира, свыше 100 самолетов и вертолетов, тысячи автомобилей, 12 боевых кораблей.
Отдельно взятые маневры Baltops, "Анаконда", черноморские инициативы НАТО или прошлогоднее десантирование не слишком впечатляют.
Возможно, замысел Брюсселя и Вашингтона – сложить мозаику разрозненных учений в одно глобальное полотно и посмотреть, как это работает в поле, насколько сопряжены системы связи и логистики. При наличии отлаженного механизма и политической воли, переход от учений к реальным боевым действиям может занять даже не дни, а считаные часы.
Форсирование Вислы с запада на восток
Масштаб польской "Анаконды" несравним с российскими маневрами, которые регулярно проходят с участием нескольких военных округов. И все же это сложное командно-штабное мероприятие НАТО для отработки боевого слаживания видов, родов войск и структур управления разных стран. Особое внимание уделено логистике и вспомогательным частям, которые обеспечивают организацию движения войсковых группировок, форсирование водной преграды, медицинскую помощь.
Главнокомандующий польскими вооруженными силами на случай войны генерал Марек Томашицкий (выпускник советской Военно-воздушной академии имени Ю.А. Гагарина) распоряжается десятками тысяч польских и иностранных военнослужащих.
Запланированы 16 основных эпизодов, наиболее эффектные из которых – парашютный десант над северным польским городом Торунь (в числе двух тысяч парашютистов – 500 американских и 230 британских военнослужащих) и ночной "штурм" с участием 35 вертолетов.
В ходе учений "Анаконда – 2016" немецкие танки пересекают территорию Польши с запада на восток, впервые со времен Второй мировой войны.
Формально "Анаконда" – польская, однако по инициативе Варшавы в маневрах участвуют почти все страны НАТО и другие сочувствующие. Действует совместная литовско-польско-украинская бригада, созданная для миротворческих операций. Вероятно, западных партнеров заинтересует украинский миротворческий опыт, полученный в Донбассе.
В Польше находятся военнослужащие Албании, Болгарии, Канады, Хорватии, Чехии, Эстонии, Финляндии, Грузии, Германии, Венгрии, Латвии, Литвы, Македонии, Румынии, Словакии, Словении, Испании, Украины, Швеции, Турции и не всеми признанного Косова. На фоне такого представительства вызывает вопросы развертывание на учениях 17-й бригады территориальной армии, сформированной из 35 тысяч членов польских стрелковых клубов, военизированных формирований и футбольных фанатов. Возможно, Польша отрабатывает тотальную мобилизацию?
Воинственный настрой Варшавы отражает американская газета The New York Times: "Польша, страстно желающая послать Москве сигналы, добилась успеха в продвижении строительства новой базы ПРО, что совпало с открытием аналогичного объекта в Румынии".
Кстати, в формате польской "Анаконды" свои учения проводит и 10-е командование ПРО театра военных действий американской армии в Европе совместно с польской 174-й бригадой ПВО.
Британская газета The Guardian пишет: "Самым ужасным сценарием учений "Анаконда-2016" может стать несчастный случай, просчет, который русские истолкуют или решат истолковать как наступательные действия".
Параллельная реальность
Rzeczpospolita предлагает считаться с возможностью использования тактических ядерных вооружений на польской территории, ведь Москва предусматривает применение такого оружия для того, чтобы уравновесить перевес альянса в конвенциональных силах: "Логичным ответом должен в таком случае стать ядерный контрудар, тоже тактический. Такая локальная перестрелка не переродится по умолчанию в обмен межконтинентальными ударами". Потрясающую самоотверженность Польши в маленькой ядерной войне наверняка по достоинству оценят в Вашингтоне.
8 июня министр обороны Эстонии Ханнес Хансо прямо призвал НАТО к ядерному сдерживанию России и высказался за размещение в стране ракетных систем Patriot.
С недавних пор практически каждый принимаемый в НАТО документ и каждое публичное заявление Брюсселя не обходится без упоминания "российской угрозы". Американское издание The National Interest стряхивает пыль со старых планов и стратегии двух военных блоков – НАТО и Варшавского договора.
Американская The Washington Post транслирует еще более жесткие оценки: "Речь сегодня идет уже не о коммунизме, а скорее о подъеме деспотов, которые правят при помощи силы и принуждения – от России до Китая… Тактика этих лидеров носит асимметричный и подрывной характер… США и другим демократиям необходима стратегия противостояния этой новой волне авторитаризма, в том числе новые версии оружия мягкой силы".
К этому можно добавить, что в 2014 году Швеция, Норвегия, Финляндия, Дания и Исландия подписали документ о более тесном военном сотрудничестве. Вероятно, нейтральные Швеция и Финляндия не станут активно участвовать в боевых действиях, но предоставят свои территории и акватории для войск и сил НАТО.
Российская Военная доктрина действительно предусматривает превентивный ядерный удар. И это, по сути, предупреждение Западу: решительные ответы стране-агрессору из альянса и США вероятны с минимальным расхождением во времени (понятно, что политическое решение о войне в Европе может быть принято лишь в Вашингтоне). Кому выгодна ядерная эйфория?
Мирная ось Париж–Берлин–Москва
Вроде бы всё возвращается на круги своя, однако это не замкнутый круг. Сегодня Россия и Запад представляют собой единую (с оговорками) социальную систему и даже единое экономическое пространство. Неразрешимые противоречия отсутствуют.
Россия активно обновляет вооружения, возрождает 1-ю танковую армию, создает три новые бригады в Западном военном округе. Сухопутные войска России этим летом будут задействованы в шести международных учениях. Основным мероприятием боевой подготовки войск станут стратегические командно-штабные учения "Кавказ-2016" (сентябрь).
Вместе с тем впечатляющим и отрезвляющим ответом Западу могут стать экономические успехи страны, убивающие всякое желание воевать с Россией. Тем более что в рядах НАТО нет однозначной поддержки политики США.
Крупнейшая газета Svenska Dagbladet отмечает: "В Швеции раздаются призывы "понять" Владимира Путина – не объяснить, а именно понять. Это определение подразумевает сочувствие, согласие".
Французский ресурс Agora Vox предлагает НАТО не лезть на медведя с перочинным ножом: "Раз полномасштабная война в Европе стала бы угрозой для существования российского государства и нации, они принимают меры, чтобы недвусмысленно продемонстрировать, что США пришлось бы заплатить огромную цену за нападение. Формируемые Россией оборонные средства находятся на уровне натовской угрозы".
Своевременная идея, ведь "Анаконда-2016" – прелюдия к саммиту НАТО в Варшаве 8-9 июля, на котором, вероятно, будет принято решение о размещении значительного количества войск и техники в Польше и странах Балтии. Наращивание военного присутствия и инфраструктуры на восточном фланге альянса непропорционально угрозам и противоречит положениям Основополагающего акта Россия–НАТО.
Рано или поздно Европе предстоит сделать очень серьезный выбор, связанный с фактической оккупацией европейского континента Соединенными Штатами. На европейском континенте находятся свыше 490 военных объектов армии США, на которых служат около 100 тысяч человек. На 10 авиабазах размещено более 400 атомных бомб США.
Организация Североатлантического договора создана в 1949 году с целью противодействия советскому экспансионизму в Западной Европе. Стратегическая задача НАТО состояла в том, чтобы не допустить уничтожения альянса путем применения военной силы. Сегодня существованию альянса угрожает лишь отсутствие реальных угроз, то есть состояние мира.