Игорь Николайчук, эксперт Российского института стратегических исследований, для МИА "Россия сегодня"
Апология статистики
Сегодня российский МИД — самое заметное и публичное министерство, а его главу зарубежные СМИ сравнивают с Молотовым и Громыко. В том числе и из-за необходимости справляться с проблемами глобального уровня и космической сложности.
Но так было не всегда. В недавнем прошлом такой показатель, как индекс агрессивности материалов, посвященных общим оценкам российской внешней политики, был до смешного мал: в 2014 году он составил всего 0,5. Опосредованно это указывало на то, что основной удар в конфликте Россия–Запад наносился по деятельности Путина, а не по деятельности российского МИДа.
Все изменилось в 2015 г., когда российская дипломатия стала принимать удар на себя. Тогда индекс вырос в четыре раза – до 2,0, став даже несколько больше, чем для сюжетов, связанных с работой российского президента. В этом году внешнеполитический пейзаж, что ни говори, для России существенно лучше, чем в 2014-м, а нагнетание негатива вокруг МИДа осталось на уровне 2015-го: ИА равен 2,0.
Информационная активность: восточные мотивы в русской теме
Активность зарубежных СМИ за период с 30 мая по 5 июня 2016 г. по сравнению с предыдущим анализируемым периодом (c 23 по 29 мая 2016 г.) заметно снизилась. Мониторинг показал, что число материалов, посвященных России в зарубежных СМИ, упало с 1205 до 1019. Таким образом, падение составило 15 %.
Неделя оказалась достаточно нестандартной. Во-первых, по своему отношению к России СМИ Европы раскололись на две группы, напомнившие времена Первой мировой войны, вернее, период ее окончания почти сто лет назад. Это Германия и ее союзники, плюс то, что Германии тогда удалось оккупировать (Польша, Украина, Прибалтика). С другой стороны — страны Антанты (разумеется, Великобритания и Франция), а также европейский юг и Балканы.
Во-вторых, СМИ некоторых стран на Ближнем Востоке и государств Юго-Восточной Азии задали такой позитивный тон, что индекс доброжелательности (отношение числа материалов позитивной тональности к числу нейтральных публикаций), если усреднять по всем странам мира, заметно приблизился к уровню индекса агрессивности.
Чемпионом по позитиву оказалась Чехия: "В Европе переписывается история. От фашизма ее якобы освободили американцы. Красная армия была оккупантской. Дебильная пропаганда!" (Parlamentní listy, 03.06); "Бу-бу-бу. Так все закончится. Тереза Спенцерова о ядерном оружии, разложении ЕС и о том, чего не говорят американцы и россияне" (Parlamentní listy, 02.06); "Бельмо в глазу Запада — правда. Путин и его Россия" (CZECH FREE PRESS, 30.05).
Египет и ОАЭ выдают информационный "рахат-лукум" из чисто прагматических экономико-политических соображений: "О поставках российского оружия в Египет" (al-Ahram, 05.06.2016, Египет); "Египетский чиновник: условия российского кредита удовлетворяют АРЕ в полной мере" (al-Yaum as-Sabia, 02.06.2016, Египет); "Объем взаимных инвестиций между РФ и ОАЭ достиг 18 млрд долларов" (al-Ittihad, 03.06.2016, ОАЭ).
Сегодня обязательно надо "попробовать" и турецкий "шербет": "Как будет преодолен самолетный кризис в отношениях с Россией?" (Haberturk.com, 02.06); "Путинская весна" (Milliyet, 31.05); "Разворот в политике по Сирии и России?" (Birgun, 31.05).
Индекс агрессивности: неспокойный сон разума
Средний для всех стран индекс агрессивности на рассматриваемой неделе чуть подрос: был 0,80, стал 0,97. Это не страшно, но заметно.
В чем дело – понять трудно. Наверное, в том, что у информационных грандов при общем снижении числа материалов, посвященных России, это снижение произошло за счет нейтральной компоненты. А негатив надо держать на бодром агрессивном уровне.
Вот Германия. ИА был 1,2; стал 1,6: "Оппозиция под запретом. Ситуация с правами человека в Крыму постоянно ухудшается" (Die Tageszeitung, 03.06); "35 погибших, 120 раненых. Российские истребители атаковали больницу в Сирии" (Bild, 01.06); "Что делать? Не сдаваться! Интервью с немецким гей-активистом о гомофобии в России" (Deutschlandradio, 30.05).
А вот Франция: было 0,6, стало 1,0. Тут негатив – с бору по сосенке: "Кавказский эмират и чеченские боевики" (Le Monde, 05.06); "Невзгоды африканцев в России" (Francetv info, 31.05); "Sputnik, Russia Today и им подобные: кремлевские медиа набирают вес во Франции" (Atlantico, 05.06).
Туманный Альбион поднял ИА с 0,50 до 0,80. Но тут причиной какая-то глухая бытовуха: "Россиянин пытается отсудить у бывшей девушки деньги, потраченные на свидания" (The Daily Telegraph, 03.06); "Пенсионерку оштрафовали за жалобу (Путину)" (The Times, 02.06); "В исследовании, которое поддержал Кремль, вину за эпидемию ВИЧ в России возложили на презервативы" (The Independent, 02.06).
Ну а приз за самый громкий крик мы отдаем все тем же темпераментным чехам, правда, из другого, уже антироссийского лагеря: "Публицист Фиштейн критиковал старика, который показал голую задницу американскому конвою и сравнил его с Pussy Riot: "Они же не раздеваются на улице!". Протестовать против конвоя ужасно!" (Parlamentní listy, 03.06).
Наш выбор: Дания считает деньги
Редактор отдела внешней политики второй по тиражу датской газеты Politiken Микаэль Ярлнер (Michael Jarlner) в статье под заголовком "Русские идут – дайте нам больше денег!" прямо обвиняет Rand Corporation в недобросовестном подходе и откровенном лоббировании интересов американского ВПК, проявившихся при создании сценария возможного нападения России на страны Балтии; он напоминает, как и на какие средства создавался этот американский аналитический центр (Politiken, 30.05).
Датская газета Ekstra Bladet (31.05) цитирует набирающие по 40 – 60 "лайков" комментарии читателей с предложением использовать направляемые на военный бюджет деньги на более насущные нужды. Газета провела свое собственное голосование, в ходе которого выяснилось, что более 50% опрошенных "считают размещение датских солдат у границы России плохой идеей"; 43% его одобряют, а 6,4% не определились с ответом (Ekstra Bladet, 30.05).