КАЗАНЬ, 6 июн — РИА Новости, Ирина Дурницына. Татарстан для эффективной работы на экспортном рынке и роста экономики в целом должен разработать единую стратегию развития республиканского экспорта и создавать новые конкурентные продукты, которые найдут спрос на рынке, заявил президент республики Рустам Минниханов.
"Нам необходимо разработать единую стратегию и программы по развитию республиканского экспорта, мы должны четко представлять экспортные ниши для нашей существующей продукции и создавать новые производства, удовлетворяя будущий спрос", — сказал Минниханов на заседании экономического совета по развитию экспорта.
Однако основной задачей, по мнению Минниханова, является создание конкурентного продукта. "Надо стимулировать, провоцировать наши компании, чтобы они работали над новыми продуктами, которые найдут спрос на рынке. И выходить на рынок с новым продуктом, используя самые разные формы", — подчеркнул он.
Основа экспорта — товары с высокой добавленной стоимостью и новые продукты
Президент Татарстана отметил, что республика является активным участником внешнеэкономической деятельности, занимая пятое место по объему ВТО среди субъектов РФ и первое – в Приволжском округе. Однако по итогам 2015 года экспорт из Татарстана снизился на 37,4%, что не в последнюю очередь объясняется ценовым фактором. В структуре республиканского экспорта, по информации Минниханова, 72% занимают нефть и нефтепродукты (38% и 34% соответственно). "В сегодняшних условиях нам необходимо переходить на экспорт товаров с высокой добавленной стоимостью", — уверен он.
Огромный потенциал в разработке новых продуктов для экспорта, по мнению главы республики, есть у ведущих вузов, инжиниринговых центров, научных институтов, а также IT-площадок на территории Татарстана. "Необходимо обеспечить разработку собственных технологий и регистрацию новых патентов", — подчеркнул он.
Минниханов также привел в пример казанскую компанию "Эйдос-Медицина", которая является не только единственным в России разработчиком и серийным производителем медицинских тренажеров-симуляторов, но и уже активно поставляет на экспорт медицинские симуляторы 28 видов (оборудование установлено в вузах и медицинских центрах России, США, Китая, Турции, Голландии, Японии, Белоруссии, Казахстана).
Продукцию малого бизнеса — на экспорт
"Важную роль в развитии экспорта республики должны играть субъекты малого и среднего предпринимательства", — подчеркнул президент Татарстана.
"Весь мир представлен предприятиями малого и среднего бизнеса, а мы видим только наши крупные компании, хотя, у нас потенциал огромный, надо шире смотреть на рынки", — сказал он.
Стратегия скоординирует усилия всех институтов развития экспорта
Президент Татарстана подчеркнул, стратегия развития экспорта должна была быть разработана "еще вчера" и регулярно обновляться. На основе стратегии, по словам Минниханова, необходимо ежегодно утверждать календарь международных мероприятий с участием представителей республики, создать каталог конкурентной продукции татарстанских производителей (в том числе на иностранных языках) для выхода на мировые рынки, максимально использовать возможности международных выставочных площадок. Более активную роль в развитии экспорта должны играть, по мнению главы Татарстана, представительства республики за рубежом, которые пока работают в этом направлении не системно.
По информации министра промышленности и торговли Татарстана Альберта Каримова, в 2015 году экспортной деятельностью в Татарстане занимались более 450 организаций, из них с объемом 1 миллион долларов – только 50 компаний. В Приволжском федеральном округе республика прочно удерживает первое место по экспорту. Доля несырьевого экспорта Татарстана составляет 61,8%.
"Общий объем экспорта по итогам 2015 года составил 11,5 миллиарда долларов. Динамика на сегодняшний день оставляет желать лучшего – объем республиканского экспорта снизился в 2015 году больше чем на 37%", — отметил министр.
Каримов сообщил, что в рамках подготовки стратегии развития экспорта татарстанские специалисты изучили передовой опыт стран, которые на сегодняшний день более всего продвинулись в области экспорта, и стран с самой большой долей несырьевого экспорта в ВВП. По его информации, все страны используют более-менее схожие механизмы поддержки экспорта – финансовые меры, включая кредитование и страхование экспортных контрактов, предоставление госгарантий, а также меры нефинасовой поддержки, включая бизнес-миссии, выставочную деятельность, информационно-консультационное обслуживание. В РФ эти меры тоже используются, однако, их доступность и охват, по словам министра, отличаются в разы.
Каримов отметил, что экспортная стратегия Татарстана должна определять в экономике республики основные приоритетные экспортоориентированные отрасли и основные фокусные регионы, на которые необходимо ориентироваться в развитии экспорта.
"Такая программа позволила бы обеспечить координацию всех, на сегодняшний день разрозненных организаций по поддержке экспорта, включая торгово-промышленную палату, центр поддержки экспорта, корпорацию экспорта республики, переориентировать деятельность наших представительств за рубежом. И конечно, программа должна включать весь арсенал финансовых и нефинансовых мер, разработанных на базе лучших мировых практик, которые есть на сегодняшний день", — сказал министр.