Рейтинг@Mail.ru
Как казаки в космосе США выручали - РИА Новости, 26.05.2021
Регистрация пройдена успешно!
Пожалуйста, перейдите по ссылке из письма, отправленного на

Как казаки в космосе США выручали

Читать ria.ru в
Дзен
Предложение Украины производить ракетные двигатели для американского космоса технически неосуществимо, считает Александр Хроленко.

Александр Хроленко, обозреватель МИА "Россия сегодня"

Украина предложила США производить ракетные двигатели на замену российским РД-181. Политический смысл проекта очевиден, практическая реализация проекта – из области невероятного.

Работа ОАО Конструкторское бюро химавтоматики. Архивное фото
Россия создает новый плазменный ракетный двигатель
Украинский космический потенциал не позволяет заменить российские двигатели даже в сотрудничестве с США. Кроме базовой конструкторской документации, РД-181 имеет определенный и совершенно уникальный технологический процесс, секретами которого владеют лишь специалисты в Подмосковье.

Американцы планируют в ближайшие годы перейти на свой двигатель, и все же реальной альтернативы российскому РД-181 нет. Как нет замены и "Союзу" (для доставки космонавтов на МКС). Готовых американских разработок просто не существует.

Жидкостными ракетными двигателями (ЖРД) в США не занимались около 20 лет. Чтобы сделать двигатель, способный заменить РД-181, понадобится еще 5–7 лет. Между тем, почти половина всех космических запусков в мире ежегодно осуществляется с помощью двигателей  НПО "Энергомаш".

© РИА Новости / Михаил Фомичев | Перейти в медиабанкЖидкостные ракетные двигатели в демонстрационном зале НПО "Энергомаш" имени академика В.П. Глушко. 2008 год
Жидкостные ракетные двигатели в демонстрационном зале НПО Энергомаш имени академика В.П. Глушко. 2008 год

Лишь это объясняет, почему в разгар антироссийских санкций, в декабре 2014 года ракетно-космическая корпорация "Энергия" подписала контракт с американской Orbital Sciences Corporation на поставку в США 60 двигателей РД-181 производства НПО "Энергомаш" на сумму около 1 млрд долларов. И вскоре первые товарные двигатели РД-181 были поставлены.

Контракт ориентирован на сотрудничество в течение 15–25 лет, ведь регулярно менять двигатели на ракете-носителе и перестраивать технологическую цепочку запусков невыгодно и нецелесообразно.

Технологическое совершенство

Ракетный двигатель РД-180 на НПО Энергомаш
Эксперт: собранные в РФ ракетные двигатели не имеют конкурентов
Российский жидкостный ракетный двигатель РД-181 обладает уникальными характеристиками. Превосходство и совершенство двигателя обеспечиваются применением самых современных сплавов, материалов и технологий, которые позволяют достичь максимальной тяги (давления и температуры в камере сгорания) и оптимального веса (размера). За всем этим стоят конструкторские идеи и капиталовложения, длительные огневые испытания (отработка ЖРД на стенде). Повторить сложно, превзойти технологически невозможно.

Двигатель РД-181 разработан в России специально для американской усовершенствованной ракеты-носителя Antares (для доставки на МКС и низкие орбиты значительной полезной нагрузки). На первой ступени РН Antares устанавливаются два двигателя РД-181.

Ранее Antares оснащали двигателями AJ-26, созданными на основе советских НК-33, законсервированных со времен незавершенной лунной пилотируемой программы СССР. Первая партия НК-33 попала в Америку в середине 1990-х, компания Aerojet купила их по 1 млн долларов за штуку. Таким образом, американцы и раньше использовали накопленный в нашей стране космический потенциал.

© РИА Новости / Юрий Стрелец | Перейти в медиабанкЖидкостный ракетный двигатель НК-33 в музее «Самара космическая». Архивное фото
Жидкостный ракетный двигатель НК-33 в музее «Самара космическая». Архивное фото

Россия, которая скоро полетит в космос на ядерных двигателях, с интересом наблюдает за попытками копирования её керосиново-кислородных ЖРД. И в среднесрочной перспективе даже заинтересована в реализации американо-украинской повестки, ведь практика неизбежно подтвердит превосходство российских космических технологий.

Космический майдан

Постройка ракеты-носителя Antares
СМИ: старт американской ракеты с российским РД-181 планируется 6 июля
В сфере самостоятельной разработки и производства жидкостных ракетных двигателей Киев демонстрирует в основном лишь политическую волю. Потому что не располагает необходимым кадровым потенциалом, научной и технологической базой, отлаженным серийным производством.

Антироссийские санкции приостановили почти все космические проекты Киева – в 2015 году украинские изделия участвовали лишь в четырех пусках (РН "Днепр" с пусковой базы "Ясный", РН "Зенит-3SLБ2 с космодрома Байконур и два пуска РН "Вега" с космодрома Куру). При этом "Морской старт" и украинско-бразильский проект "Циклон-4" – не оправдали коммерческих надежд (последний приостановлен по инициативе бразильской стороны).

Ранее космическое предприятие "Южмаш", напрямую подчиненное Государственному космическому агентству Украины, производило 7 типов жидкостных ракетных двигателей различной мощности –  РД-8,120, 261,262,802,843,861. И все же, заметим, что РД-843 и РН "Зенит" собирались на украинском предприятии из 70% российских комплектующих. Почти все носители, созданные в Днепропетровске, стартовали с преимущественным участием России. Поэтому проблемы предприятия тесно связаны с дрейфом Киева на Запад.

Внезапный разрыв устоявшихся связей с Россией – крупнейшим внешнеэкономическим партнером Украины – инициировал катастрофическое падение объемов производства и сокращение денежных средств с 2 млрд гривен в 2011 году до 450 млн гривен в 2014-м послемайданном.

Последние заказы "Южмаш"  отгрузил в начале 2014 года, и ситуация постоянно ухудшается. Долг по заработной плате сотрудникам предприятия вырос до 80 млн гривен. На исходе 2015 года предприятие перешло на однодневную рабочую неделю.

Возможно, предложение Киева инициирует какие-то встречи специалистов космической отрасли, и руководство НАСА скажет украинцам то, что от него хотят услышать. Однако США необходимы технологии, а не устаревшая сборочная площадка с высокотоксичными ЖРД. Технологиями Киев не располагает.

Наряду с космическим "Южмашем" Украина практически утратила высокотехнологичный потенциал ГП "Антонов", ПАО "Мотор Сич".

© РИА Новости / Григорий Василенко | Перейти в медиабанкПрезентация первого экспериментального образца украинского реактивного самолета нового поколения АН-158 на ГП "Антонов" в Киеве. 2010 год
Презентация первого экспериментального образца украинского реактивного самолета нового поколения АН-158 на ГП Антонов в Киеве. 2010 год

Американская трагедия

Президент США Барак Обама. Архивное фото
Обама направил в конгресс доклад по сдерживанию противников в космосе
Деньги автоматически не конвертируются в идеи и технологии. Если в прежние годы по разным причинам американцам не удалось создать аналог российского двигателя РД-181, вряд ли технологический прорыв США обеспечит Украина. Американцы без России далеко не улетят.

Разумеется, в США есть чертежи РД-181. Этого мало. Для серийного производства надежных изделий необходимо вывезти весь завод вместе с рабочими, потому что многие вещи даже по чертежам не повторить без технологии и опыта изготовления отдельных узлов и материалов.

Для создания линейки ЖРД требуется конструкторская школа (преемственность). США сами себя отбросили в прошлое, когда в 1980-х сократили бюджет НАСА и позднее передали космическое производство частникам – так выгоднее.

Действительно, получалось в десятки раз дешевле, потому что не надо содержать инженерно-конструкторские школы и дорогие испытательные стенды. И вскоре пришла зависимость от зарубежных поставщиков.

На покупку РД-181 американцы пошли не от хорошей жизни. Вариантов не много – тратить десятки миллиардов долларов и годы на воссоздание школы ЖРД или закупать готовые двигатели в Европе.

Абсолютно нелепо выглядит американская политика антироссийских санкций на фоне миллиардного контракта США и РФ на поставку российских РД-181.

 
 
 
Лента новостей
0
Сначала новыеСначала старые
loader
Чтобы участвовать в дискуссии,
авторизуйтесь или зарегистрируйтесь
loader
Обсуждения
Заголовок открываемого материала