Рейтинг@Mail.ru
Мария Семушкина: фестиваль "Усадьба Jazz" изысканный по своей сути - РИА Новости, 01.06.2016
Регистрация пройдена успешно!
Пожалуйста, перейдите по ссылке из письма, отправленного на

Мария Семушкина: фестиваль "Усадьба Jazz" изысканный по своей сути

© Фото : Стоян ВассевОснователь и президент фестиваля "Усадьба Jazz" Мария Семушкина
Основатель и президент фестиваля Усадьба Jazz Мария Семушкина
Читать ria.ru в
Дзен
Четвертого июня на территории усадьбы "Архангельское" пройдет музыкальный опен-эйр "Усадьба Jazz". Среди его хедлайнеров саксофонист Масео Паркер, аккордеонист Ричард Гальяно, а также отец-основатель русского рока Борис Гребенщиков и "Аквариум".

Четвертого июня на территории усадьбы "Архангельское" пройдет музыкальный опен-эйр "Усадьба Jazz". Среди его хедлайнеров саксофонист Масео Паркер, аккордеонист Ричард Гальяно, а также отец-основатель русского рока Борис Гребенщиков и "Аквариум". В преддверии фестиваля его основатель и президент Мария Семушкина рассказала РИА Новости о нелегком отборе артистов, о развлечениях, которые ждут посетителей фестиваля, а также о трудностях организации такого масштабного события во время кризиса.

- Сейчас уже известен лайн-ап фестиваля, скажите, пожалуйста, как происходил отбор артистов в этом году?

— Каждый год отбор проходит совершенно непредсказуемо: нельзя определить на начальном этапе, что получится в конце. Сначала мы решаем, кто должен закрыть фестиваль: думаем о том, кто из музыкантов сможет подарить зрителям яркие эмоции, то особое состояние, в котором они пойдут домой. Таких музыкантов, которые подходят нам по формату, на самом деле не так много. Это однозначно должен быть кто-то харизматичный, кто-то, кого знает публика. По этим всем критериям нами был выбран Борис Борисович Гребенщиков и группа "Аквариум" – он совершенно особая личность для всей русской музыки. Нам нравятся его эксперименты, постоянный поиск нового звучания.

Лидер группы Аквариум Борис Гребенщиков. Архивное фото
Гребенщиков и Паркер станут хедлайнерами фестиваля "Усадьба Jazz" в Москве
Примерно по таким же критериям мы выбираем иностранного хедлайнера – артист должен быть достаточно известным на местном уровне. Нам все время кажется, что из тех, кого мы слушаем на международных фестивалях, у нас вообще никого не знают. Начинаем спрашивать о музыкантах местную публику и понимаем, что все эти звезды здесь совершенно не звезды. Нужно имя узнаваемое, мощное, с легендой. Такое как Масео Паркер – человек, который обладает прекрасным списком артистов, с которыми он работал: это и Принс, и Джеймс Браун, участвовал в записи многих известных хитов. Другой важный фактор при выборе иностранных музыкантов – это поддержка посольств и консульств разных государств. Уже на протяжении десяти лет мы сотрудничаем с посольствами США, Франции, Норвегии, нам помогают и культурные центры. Это действительно очень важно сейчас, когда так выросли доллар и евро. В основном они ждут предложений от нас. В этом году у нас выступит замечательный французский аккордеонист Ришар Галльяно, который в этом году празднует тридцатилетие первого альбома своего коллектива New Musette Quartet. Еще один музыкант из Норвегии, которого я слышала один раз в Осло и давно хотела привезти, это Хакон Корнстад. Он сочетает оперное пение и игру на саксофоне – я такого больше нигде не слышала. В то же время есть что-то абсолютно новое, мы даже не знаем, как это будет звучать живьем, просто смотрим ролик в YouTube. Например, коллектив Lucille Crew из Израиля – это проект, который нам очень понравился на видео.

- А кто выступит из российских артистов?

— Конечно, нам очень важно показывать самых разных российских музыкантов. Нам поступает огромное количество предложений, для многих выступить на фестивале – это очень большая честь. В этом году среди молодых музыкантов мы отметили для себя Алину Ростоцкую и Jazzmobile проект. Она в какой-то момент записала новый альбом и сразу стала играть на больших площадках. Но у нее авторские композиции – и это для нас тоже очень важно. Кроме того, у нас выступит Сергей Жилин с "Фонографом" – известнейший музыкант, которого многие знают по шоу "Голос", в котором он руководит оркестром. Еще в этом году у нас выступит Варвара Визбор, которая тоже, благодаря "Голосу", прозвучала на всю страну.

- Вы упомянули о ваших связях с посольствами иностранных государств. Сказалась ли напряженная политическая обстановка на ваших отношениях или все-таки нет? И каково было организовывать фестиваль в условиях кризиса? В этом году фестиваль продлится один день вместо двух.

— Не надо путать налаженные годами отношения и большую политику, на поддержке фестиваля политика никак не отражается. Если посольствам урезают бюджеты на культуру, они все равно находят возможность привезти музыкантов именно на "Усадьбу Jazz". Фестиваль пришлось сократить до одного дня из-за проблем со спонсорами. Мы вели по этому направлению очень плотную работу начиная уже с осени, обратились к огромному количеству компаний, но очень часто слышали такой ответ: "Ну что вы, сейчас у нас есть гораздо более серьезные проблемы". Когда обращаешься к металлургам, они говорят, что нужно спасать металлургическую отрасль, когда обращаешься к банкам, они говорят, что вообще, возможно, закроются. А фестиваль, наоборот, становится дороже с каждый годом: наши подрядчики просят большие суммы за техническое обеспечение, стала дороже охрана и так далее. Поэтому мы решили рискнуть и сделать фестиваль на один день, рассчитывая еще и на то, что сейчас очень упала покупательская способность людей. Ведь даже если мы соберем такую же хорошую программу во второй день, не факт, что люди на нее пойдут. Мы ищем деньги, обращаемся не просто к крупным компаниям, но и к состоятельным людям и меценатам. Надеемся, что люди понимают, что, если не будет такого фестиваля, для культурной жизни это будет огромный минус. Пока, к сожалению, не могу сказать, что наши доводы имеют какой-то серьезный отклик.

- А как вы меняете состав артистов в зависимости от города? В этом году фестиваль впервые проводят в Сочи, почему был выбран этот город?

— У каждого города свой менталитет – мы учитываем этот фактор, когда отбираем артистов. Например, в Петербурге очень подкованная в музыкальном плане публика, поэтому мы часто привозим туда какие-то экспериментальные, авангардные проекты – в Питере это могут оценить. Екатеринбург – город очень жесткий по энергетике, "роковый" по натуре. Но там есть прослойка интеллигентных людей, воспитанных на хорошей музыке, и это очень взыскательная публика. Так что на Урале мы в программе пытаемся добиться баланса между драйвовой и более изысканной музыкой. В этом году у нас в Екатеринбурге выступит очень интересный американский исполнитель Migguel Anggelo и замечательный польский вокалист Грегорж Карнаш со своим квартетом. Фестивали в регионах требуют большой работы с местной элитой, промоутерами, постоянного поддержания контакта.

Сделать фестиваль в Сочи нас попросил менеджмент горного курорта "Роза Хутор" – люди, которые его построили, понимают, что вложенные деньги должны иметь какую-то отдачу. Им нужна качественная и платежеспособная аудитория. И "Усадьба Jazz" – как раз тот фестиваль, который таких людей может привлечь. Насчет Сочи у всех было ощущение после Олимпиады, что эти новые дорогие объекты будут пустовать. Но я лично туда съездила, и мне очень понравился и сервис, и архитектура, и ландшафт – это прекрасное место для того, чтобы выбраться на выходные. К тому же это дешевле и ближе, чем Европа. А вот с музыкой там ситуация плохая, поэтому мы надеемся, что на "Усадьбу Jazz" приедут зрители из Краснодара, каких-то других близлежащих регионов. У нас интересная программа: будет Антон Беляев и группа Therr Maitz, очень зажигательная и харизматичная певица Эллен Олерия из Бразилии, Мариам Мерабова, группа "Фрукты" – мне кажется, людей это заинтересует. А для нас это будет совсем новый челлендж: сцену в горах на высоте 1,6 тысячи метров мы никогда не делали.

- В последние годы в Москве появилось очень много новых музыкальных фестивалей и они продолжают появляться. Какие у "Усадьбы Jazz" есть конкурентные преимущества? Что вас отличает от остальных?

— Прежде всего это площадка. Усадьба "Архангельское" обладает совершенно особенной атмосферой. Кроме того, это место с очень большой историей, построенное по определенным законам, и в этих законах есть своя гармония, это чувствуется. Второе наше преимущество – это музыка. Наш фестиваль изысканный по своей сути, у нас никогда нет музыкантов, которые могут кого-то из нашей аудитории раздражать. Также это, конечно, публика: мы взращивали нашу аудиторию все годы, что существовал фестиваль. Это в основном взрослые, есть и молодежь, но такого количества зрелых и уже состоявшихся людей, думаю, на других фестивалях не увидишь. Это срез очень качественной и элитарной аудитории. Другие фестивали больше заточены под молодежь, а у нас царит такая умиротворенная и расслабленная обстановка, все чувствуют себя среди своих.

- Какие развлечения предусмотрены на фестивале помимо музыки и в какие кафе можно будет сходить?

— Как всегда, у нас будут представлены самые разные кухни мира – от японской до дальневосточной. Будут шашлыки и грузинская кухня, будут традиционные русские блюда, еда для вегетарианцев. Мы предложим посетителям массу разных развлечений: от йоги до мастер-классов по авиамоделированию и танцам. Можно будет поиграть в настольные игры, собрать огромный паззл, поучаствовать в музыкальной импровизации. Мы даем очень хорошую возможность людям из малого бизнеса себя показать и проявить. Ведь когда-то дизайн-маркетов, фуд-кортов, каких-то развлечений на фестивалях не было, в свое время мы сформировали этот тренд. "Пикник Афиши" тоже этим занимается, но мы всегда старались придумать что-то более изысканное, нежели развлекательное.

- У вас есть запасной план на случай плохой погоды?

— Когда начинается фестиваль, запускается такой серьезный механизм, что остановить его уже нельзя. У нас будут продаваться дождевики, зонты, плащи. Я всегда рекомендую зрителям готовиться к дождю – это каждодневная реальность, такое стало у нас лето. Но это не повод не идти на фестиваль. На самом деле слушать музыку под дождем – это даже романтично, это объединяет людей.

- Каков лайн-ап вашей мечты?

— У меня очень много музыкантов, которых я бы хотела привезти в Россию. Я часто езжу на мировые фестивали, смотрю, что там происходит. Есть фестивали более консервативные, а есть более топовые джазовые фестивали, где можно услышать и рок и поп-музыку: например в Монтре, Nord Sea Jazz Festival в Роттердаме, новоорлеанский джазовый фестиваль в Штатах. Обычно там до десяти сцен, и программа каждой состоит из суперзвезд. Мне бы хотелось, чтобы, во-первых, фестиваль шел не один день, а как минимум два или три, или мог продолжаться два уикенда, как это происходит в Новом Орлеане. Я считаю, что мы привозим очень достойных музыкантов, мне не стыдно за наш лайн-ап. Мы постоянно общаемся с международным сообществом, ездим на международные выставки и обмениваемся идеями. Вопрос в количестве музыкантов. Хотелось бы иметь еще пару мощных звезд разных направлений. Например, чтобы на сцене "Аристократ" сыграл легендарный саксофонист Уэйн Шортер, а на "Партере" – Стиви Уандер, Эрика Баду или Джон Ледженд, звезды соула и r'n'b. Нам не хватает бюджета, чтобы привозить звезд уровнем выше, потому что это не привлечет дополнительных денег: аудитория будет приблизительно такая же, может быть, чуть-чуть побольше. Но я надеюсь, что мы к этому придем, выйдем из кризиса, вернемся к двухдневному формату.

Еще нам не хватает российских музыкантов, которые, с одной стороны, собирают много публики, а с другой – не уходят в откровенную попсу. Я уважаю того же Антона Беляева, Нино Катамадзе, которые за свою карьеру ни разу не перешагнули через себя. Мы пытаемся искать новых интересных артистов сами: для этого мы сделали конкурс молодых исполнителей, который в этом году впервые пройдет в Сочи.

 
 
 
Лента новостей
0
Сначала новыеСначала старые
loader
Онлайн
Заголовок открываемого материала
Чтобы участвовать в дискуссии,
авторизуйтесь или зарегистрируйтесь
loader
Обсуждения
Заголовок открываемого материала