ТЕЛЬ-АВИВ, 31 мая – РИА Новости. Русскоговорящий лидер партии "Наш дом Израиль" (НДИ) Авигдор Либерман, главный лоббист миллионной общины выходцев из бывшего СССР и самый деятельный сторонник развития отношений с постсоветскими республиками, вступил в должность министра обороны – вторую по значимости после премьера в негласной иерархии израильских правительственных постов.
"Сегодня я принес присягу в качестве министра обороны Государства Израиль. Завтра утром приступаю к работе в новой должности", — написал Либерман по-русски на своей странице в Facebook.
Он возглавлял МИД в двух предыдущих правительствах, но после прошлогоднего переизбрания Биньямина Нетаньяху премьером на третий срок перешел к нему в оппозицию. Присоединить НДИ к коалиции он согласился в обмен на пост министра обороны и пенсионную реформу в интересах пожилых иммигрантов из бывших советских республик — своего традиционного электората.
Портфель министра алии и абсорбции получила его соратница по партии Софа Ландвер, которая будет в правительстве вновь курировать вопросы еврейской иммиграции в Израиль и обустройства репатриантов.
Альянс с идеологически близкой НДИ расширил до 66 депутатов коалицию Нетаньяху, который после выборов 2015 года опирался на минимально возможное парламентское большинство в 61 мандат из 120 и был уязвим к любой фронде в рядах союзников. В коалицию отныне входят все представленные в Кнессете правые и религиозные партии. Левый лагерь, критикующий премьера за стагнацию мирного процесса с палестинцами, целиком остается в оппозиции и называет новое правительство самым экстремистским в истории страны.
Неоднозначное назначение
Яалон после того, как стало известно о договоренностях Нетаньяху с Либерманом, ушел из правительства и отказался от депутатского мандата. Заявив об утрате доверия к премьер-министру и захвате власти в Израиле "радикальным меньшинством", он отказался от поста главы МИД, предложенного ему в качестве компенсации.
Либерман уверяет, что должность министра обороны ему по плечу, несмотря на небольшой опыт службы в армии.
"Я категорически отвергаю раздающиеся в СМИ утверждения, что оборонным ведомством должен руководить только кадровый военный. Во многих странах, таких как США, Франция, Великобритания, Германия, Россия, пост министра обороны занимают гражданские лица, а не бывшие военные", — возражал он своим критикам.
"За последние 20 лет я занимал почти все ключевые посты в государстве – генерального директора министерства главы правительства, министра стратегического планирования, председателя комиссии Кнессета по иностранным делам и обороне, министра иностранных дел. Много лет я входил в состав кабинета по вопросам безопасности. Все знания и опыт, накопленные с 1996 года по сегодняшний день, я использую, чтобы обеспечить безопасность Израиля и его граждан", — отвечает Либерман на упреки в недостатке опыта.
Кто такой господин Либерман
Сам он при этом не отрицает необходимости урегулирования с палестинцами на основе принципа "два государства для двух народов", критикуя как левых, держащихся за прежний формат мирных переговоров, так и правых, ратующих за сохранение статуса-кво и долгосрочное управление конфликтом взамен его решения. В бытность министром иностранных дел Либерман, в отличие от того же Яалона, высказывался в поддержку посреднических усилий США в ближневосточном мирном процессе. Позже он сформулировал план "комплексного арабо-еврейского урегулирования в трех плоскостях" — с умеренными арабскими странами, палестинцами и арабами, живущими в Израиле.
В окружении Либермана говорят, что он прагматичнее и умереннее, чем его рисует пресса и собственная публичная риторика этапов борьбы за парламентские мандаты и министерские портфели.
"Он показал на всех постах, где работал, что он прагматик, менеджер экстракласса. В свое время он, например, приватизировал (национального авиаперевозчика) El Al, начинал строительство опреснительных установок, по которым Израиль сейчас лидирует в мире, запускал план строительства железных дорог. В его работе нет места экстремизму, есть прагматика. То же будет в министерстве обороны", — заявил РИА Новости один из приближенных Либермана.
Новый министр обороны, которому предстоит вплотную заниматься в том числе проблематикой Сирии, зарекомендовал себя как самый деятельный в Израиле сторонник развития отношений с бывшими республиками СССР, включая, в первую очередь, Россию.
Он был главным лоббистом идеи отмены визового режима сначала с РФ, затем – с несколькими другими странами постсоветского пространства.
Под руководством Либермана МИД сформулировал позицию нейтралитета в отношении украинских событий и неучастия в западной кампании давления на Россию. Он не раз выражал готовность способствовать нормализации отношений между РФ и Украиной, называя обе страны друзьями еврейского государства.
"Либерман — за развитие израильско-российского сотрудничества. Но вовсе не потому, что он так уж любит Россию (хотя думает он, конечно, по-русски). А потому, что он любит Израиль и считает, что сотрудничество с Россией отвечает интересам Израиля", — писал о нем в мемуарах последний посол СССР и первый посол РФ в Израиле Александр Бовин.