МОСКВА, 28 мая — РИА Новости. Госкорпорация "Росатом" будет тщательно, с соблюдением необходимых процедур, проходить все этапы вывода на рынок АЭС США своего ядерного топлива, в этом ее отличие от американской Westinghouse, которая, используя политические методы, пытается войти на рынок ядерного топлива стран Восточной Европы, в том числе Украины, считает эксперт Аналитического центра МГИМО Леонид Гусев.
Ранее топливная компания Росатома ТВЭЛ и "Global Nuclear Fuel-Americas" (GNF-A, дочерняя компания GE-Hitachi) заключили соглашение о сотрудничестве, цель которого — совместная работа по лицензированию, маркетингу и производству топлива для операторов легководных энергетических реакторов (PWR) в США.
По условиям соглашения, ТВЭЛ и GNF-A сформируют стратегический альянс для предложения заказчикам тепловыделяющих сборок на основе российского проекта ядерного топлива "ТВС-Квадрат" для опытно-промышленной эксплуатации, лицензирования и получения разрешения комиссии по ядерному регулированию США на коммерческие поставки этого топлива.
"Атомная отрасль в последние годы очень интенсивно развивается в области технологий. Инновации коснулись и топливных элементов", — сказал Гусев журналистам.
Он отметил, что тепловыделяющие сборки для реакторов российского и западного образца имеют значительные конструктивные различия.
"Долгое время на рынке топлива для АЭС существовало разделение: западные компании поставляли твэлы для легководных реакторов западного образца, российские — для реакторов советского и российского проекта. Но, понимая, что рынок ядерного топлива обладает большим потенциалом, атомные игроки начали работы по созданию своих образцов твэлов для реакторов конкурентов", — отметил эксперт.
Отличие от Westinghouse
Гусев добавил, что "и американцы, компания Westinghouse, попытались взять восточноевропейский сегмент атомного рынка нахрапом после неудачного эксперимента с топливом для чешской АЭС "Темелин" в 2000-х годах — американские топливные сборки деформировались в ходе эксплуатации на реакторе советского проекта". "В частности, вот уже несколько лет мы наблюдаем настойчивые попытки американской компании всеми правдами и неправдами (в основном политическими методами) войти на украинский атомный рынок", — сказал Гусев.
По его словам, в России выбрали другую, более эффективную стратегию с точки зрения завоевания профессиональной репутации на рынке.
"Используя только профессиональные связи и порой даже в неблагоприятных политических условиях, Росатом проходит все необходимые этапы испытаний, сертификации и лицензирования с тем, чтобы топливо не вызывало никаких нареканий с технологической точки зрения. Понятно, что этот процесс требует больше времени, но, думаю, он более эффективен, если говорить о поддержке деловой репутации", — пояснил Гусев.
Как полагает эксперт, сотрудничество с GNF-A позволит представить преимущества российских топливных сборок "ТВС-Квадрат" и на североамериканском континенте.
"Интересно будет посмотреть на то, как поведет себя Westinghouse с появлением такого конкурента на его внутреннем рынке", — добавил Гусев.