Пятое воскресенье после Пасхи — "о самаряныне"
В этот день православная церковь вспоминает беседу Иисуса Христа с самарянкой, грешницей, ищущей спасения и готовой услышать Спасителя.
Согласно Евангелию от Иоанна, эта встреча произошла, когда Христос с учениками шли из южной части Израиля, Иудеи, в северную – Галилею, и остановились в области, которая называлась Самарией, в городе Сихем. Ученики отправились на поиски еды, а Иисус присел у колодца и попросил у местной женщины воды.
Обстоятельства этого разговора необычны для тех времен: во-первых, иудейские законы не рекомендовали вообще беседовать с женщиной, а во-вторых, Спаситель обратился к самарянке, а этот народ книжники называли нечистым — считалось, что любой контакт с самарянами может осквернить иудея.
Но Иисуса это не остановило — Он попросил воды. А в ответ на выраженное женщиной удивление объяснил, что если бы она знала, Кто просит у нее пить, сама бы попросила Его утолить ее духовную жажду, и описал ей всю радость от прикосновения к "воде живой", пьющий которую "не будет жаждать вовек; но вода, которую Я дам ему, сделается в нем источником воды, текущей в жизнь вечную". И женщина поняла то, чего тогда еще толком не понимали даже Его ученики — что перед ней Мессия, — и, бросив на радостях свой водонос, побежала в город, рассказать всем эту благую весть.
Так беседа с самарянкой стала первой проповедью Нового Завета перед лицом неиудейского мира, и в ней была надежда и вера в то, что этот мир примет Христа.
А вернувшимся ученикам Иисус объяснил, что пошлет их собирать жатву на духовной ниве, которая была возделана и засеяна не ими, а ветхозаветными пророками и им самим.
Тем временем к ним подошли самаряне, многие из которых уверовали во Христа "по слову женщины". Но еще больше уверовали "по Его слову" — когда, по их приглашению, Он пробыл у них в городе два дня, и слушая его учение, они, по собственному признанию, убедились, "что Он истинно Спаситель мира, Христос".
"Подумаем и мы над нашим местом в деле спасения, — писал в проповеди на этот день митрополит Сурожский Антоний (Блум). — Как часто я слышу людей, говорящих: почему нас мало? Почему это дивное провозглашение православия не зажигает, не просвещает всех вокруг?— потому что мы тусклы! Потому что наше слово слабо, потому что мы боимся провозглашать всем голосом — и не голосом только, а всей жизнью — наше, или, вернее, Божие благовестие… Задумаемся же над самарянкой… Мы посланы в мир, мы — апостолы Христовы, мы — свидетели Его, и по нам будут судить Христа… Подумаем над нашей ответственностью, и с радостью поделимся тем богатством, тем счастьем, той верой и надеждой, тем ликованием, которые дает нам Христос".
Преподобный Феодор Освященный
Уроженец Верхнего Египта, Феодор в 14 лет сбежал от своих богатых и знатных родителей-христиан в Латопольский монастырь, а оттуда – в Тавенисси к Пахомию Великому.
В то время, в начале IV века, в жизни христианской церкви начиналась новая эпоха: она вышла из своего вынужденного затвора, и все общество — церковное и прицерковное, от верхов до низов — охватило духовное возбуждение, а к религиозным исканиям стали примешиваться чужеродные страсти: расчеты правителей и политиков, личные вожделения, племенные раздоры. Победное торжество церкви обернулось для нее новыми искушениями и скорбями.
За церковной оградой продолжалась прежняя, языческая жизнь. Еще были открыты языческие храмы, еще учили языческие учителя, — и полемизировали с христианством. Вся культура оставалась еще языческой, и это чувствовалось во всем, начиная с домашнего быта. Неудивительно, что именно в это время возникло и расцвело монашество, бегство в пустыню — в миру, действительно, трудно было жить по христиански.
А ведь церковь первых веков христианской эры исходила из мысли, что она — общество святых и что христианин должен жить без греха. Но оказалось, что законы эти чересчур строгие, почти невыполнимые. Публичность исповеди и покаяния, рассчитанная на геройство христиан эпохи гонений, стала камнем преткновения, когда церковь восторжествовала в империи и наполнилась верующими по обязанности.
Новая эпоха потребовала нового способа "стяжания небесных венцов". Чтобы отречься от мира, теперь надо было уйти от него, чтобы достигнуть безстрастия — пройти долгий путь "внутреннего делания". Мученический подвиг сменился добровольным мученичеством: самоотречением и аскезой, жизнью в пустыне среди труда и лишений.
Кроме того, монашество исходило из совершенно противоположного принципа: "вся церковь есть церковь кающихся, церковь погибающих", а покаянное настроение — нормальное состояние каждого верующего. Монашеская исповедь охватывала все грехи всех верующих, не различая явных грехов от тайных, тяжких от легких, смертных от простительных — всякий верующий должен каяться, потому что каждому грозит погибель.
Первая киновия (монастырь) была устроена преподобным Пахомием Великим, который, сам начав свой подвиг с отшельничества, видел, что уединенный образ жизни непосилен и неполезен для новоначальных — к творческой свободе отшельничества надо готовиться постепенно, и организовал сначала в Тавенисси, а потом еще в 8 местах общежития на началах строгого послушания.
Федор Освященный стал его учеником и преемником. Но в отличие от Пахомия, который старался побуждать братию к покаянию представлением грозной участи грешников, Феодор пробуждал в душах упование, а не страх.
Предание сохранило свидетельство того, как происходило при нем откровение помыслов: "Братия были собраны в числе шести сот… Удивительный порядок господствовал в столь многочисленном собрании монахов. Братия один за другим вставали и подходили к Феодору, прося его пред всеми сказать, какие у них недостатки. Феодор говорил какое-либо место из Священного Писания, приличное состоянию каждого, и сии монахи возвращались на свои места со слезами и с сокрушением сердца. Не по одному только опытному познанию нравов своих иноков Феодор был в состоянии каждому из них в особенности давать столь справедливые применения из Писания, но более по сверхъестественному ведению, которое Бог сообщал ему о их душе. Опыты этой духовной прозорливости открывались в предсказаниях о будущей судьбе церкви: один монах подошел к нему, как делали это другие, как вдруг увидели, что Феодор замолчал, стал смотреть на небо, а потом встал со своего места. Все братия поднялись также и образовали около него круг, понимая, что он должен дать им важные наставления".
И действительно, преподобный Феодор рассказал им о грядущем изгнании святителя Афанасия Великого, господстве ариан, воцарении Юлиана Отступника, его смерти и воцарении Иоанна, который даст церкви мир. Этим предсказанием окончилось "откровение помыслов", описанное его свидетелем — преподобным Аммуном.
Когда в 368 году преподобный Феодор скончался, святой Афанасий Александрийский написал о нем: "Никто, воспоминая о нем, да не проливает слез, но да соревнует каждый жизни его".
Единственный в России храм во имя преподобного Феодора Освященного, построенный в 1873 году в Киеве, был разрушен в 30-е годы XX века.