21 мая в Татарстане началось строительство Болгарской исламской академии, которая должна стать научно-образовательным центром для российских мусульман. В связи с этим глава Центрального духовного управления мусульман (ЦДУМ) России верховный муфтий Талгат Таджуддин рассказал в интервью РИА Новости, каковы цели создания высшего мусульманского учебного заведения, почему нужно обучать духовенство именно в РФ и как на деле проявляется равноправие и добрососедство между мусульманами и православными. Беседовал Антон Скрипунов.
- Уважаемый муфтий, на днях был дан старт строительству исламской академии в Болгаре. Интересно было бы узнать о сроках ее открытия. Когда это произойдет?
— Мы очень долго шли к этому моменту. Надо помнить, что здесь, в древних Булгарах, начиналась история ислама в нашей стране. Еще 1427 лет тому назад пророк Мухаммед направил сподвижников на берега Волги и от них начали добровольно принимать ислам булгары — предки современных татар и башкир. В 922 году ислам был принят как государственная религия Волжской Булгарии. Здесь были заложены традиции ислама. Наши предки нашли золотой стержень взаимоуважения и доброго братского сотрудничества. Сначала как соседи, а потом как соотечественники великой и единой страны — России.
Уже почти 20 лет идет духовное возрождение народов нашей страны. Многое мы потеряли за 70 лет бездуховности и насаждения государственного атеизма. Но сейчас строятся тысячи храмов и мечетей. Однако сегодня нужны не только храмы, но и знания о нашей традиции. Поэтому нам нужны медресе, исламские университеты и академии. Сейчас на этом месте — в Болгаре — возрождается родник, который пересох 700 лет назад из-за монголо-татарского нашествия.
Строительство академии возглавляет государственный советник Татарстана Минтимер Шаймиев. Даст Бог, через год-полтора появится само здание. Но академия уже сейчас есть и зарегистрирована в министерстве юстиции. Есть преподавательские кадры. Так, по нашему приглашению сюда приехал мусульманский богослов с известной родословной — он является потомком пророка Мухаммеда. С февраля проводит здесь уроки. У него прошли обучение около 30 человек из числа нашего духовенства.
У нас в Уфе при ЦДУМ есть Российский исламский университет, открытый в 1989 году. Его программу мы тоже переделаем так, чтобы она соответствовала тем традициям, которые помогают сохранять истинный традиционный ислам. Потому что предохраниться от религиозного экстремизма и радикализма — это наша обязанность. Радикализм и экстремизм абсолютно не присущ мусульманам нашей страны.
- А когда начнется учеба в Болгарской академии?
— Мы надеемся, что уже в этом году в августе будет набор студентов. Согласно условиям приема, они уже должны иметь высшее образование. В основном мы опираемся на подготовку священнослужителей, дабы они не были оторваны от нашего отечества и нашей жизни. Здесь, само собой, будет магистратура и докторантура. Учеба начнется в этом году. Надеемся, что в октябре.
Нам нужно подумать о стандарте мусульманского образования. Это необходимо для священнослужителей — имамов и муфтиев — во всех приходах и управлениях нашей страны. Возможно, академия будет центром и для мусульман СНГ. Наша священная обязанность — вносить достойный вклад в сохранение мира и в государстве, и в душах верующих.
- Вы согласны с мнением, что нельзя допускать подготовку мусульманского духовенства за рубежом?
— Вполне.
- Почему?
— Сейчас в Сирии, Ираке и даже в Йемене происходит противопоставление традиционных конфессий, в особенности ислама и христианства. Явно видно, что тут работают темные силы, чтобы поживиться на беде народов. Миллионы мигрантов покидают свои страны, едут в Европу. Сколько слез, сколько крови пролито. Брат пошел на брата. А разве это есть в исламе и христианстве? Кто натравил эти народы друг на друга? Почему сегодня в Сирии это происходит? Самая главная беда в том, что натравливание народов друг на друга происходит в самой тонкой сфере – сфере религии. Это сейчас возбуждается между мусульманами и христианами, между суннитами и шиитами. Где и когда было подобное?!
Поэтому у нас во всех духовных управлениях принято решение опираться именно на отечественные кадры и проводить их подготовку именно здесь. Именно для этого и нужна Болгарская исламская академия. Это не говорит о том, что мы не будем посылать на обучение за рубеж. Мы посылаем в "Аль-Азхар" (крупнейший в мире исламский университет, расположен в Египте. — ред.), в Иорданию, в Марокко — туда, где ислам не извращен, где его понимают правильно и где есть традиции, которые сопоставимы с традициями народов нашей страны, дабы прошедшие обучение люди могли служить вере, народу и отечеству. Служить — значит сохранять мир и спокойствие. Мы будем служить Богу и людям. Основа веры в этом.
- Как вы бы охарактеризовали отношения мусульман с православными в нашей стране? Можно ли их поставить в пример другим странам?
— Не только можно. Мы должны так сделать. Наши отношения с православными — прежде всего с Русской православной церковью — зиждутся на том фундаменте, который выработали наши предки. Почти пять веков мы живем в одном российском государстве. Соседей мы не выбирали. Пророк Мухаммед сказал, что "сосед — все равно что брат". Значит, нужно жить по-братски.
Совсем недавно мы были на Дальнем Востоке и заключили там договор с епархиями Русской православной церкви. Такие же договоры у нас есть, например, в Ямало-Ненецком округе, Челябинской области. Сейчас с администрациями регионов мы заключаем договоры о социальном партнерстве в деле благотворительности и социального служения. Зачем это нужно? У нас одна задача — нести мир и спокойствие в души людей и по мере сил помогать им. Мы гордимся тем, что у нас есть взаимопонимание между 193 народами и народностями, которые живут в России. Наша родина — Божий дар. А сохранить его в раздорах, склоках, противостояниях никогда невозможно. Поэтому нам есть, чем поделиться.
Осенью прошлого года мы участвовали в международной конференции в Марокко, где обсуждались права религиозных меньшинств, в том числе и христиан, в мусульманских странах. Там я говорил о том, что мы можем поделиться с исламским миром и со всеми, кто имеет здравый смысл и у кого есть совесть, теми отношениями, которые сложились между народами и последователями традиционных конфессий нашей страны. Это ведь наша гордость и сила.
У нас полное взаимопонимание. Кстати говоря, одновременно с академией будет строиться церковь в честь Казанской иконы Богоматери (в Казани — ред.). Вот это и есть равноправие и братское сотрудничество.
- В связи с этим такой вопрос: предполагается ли сотрудничество Болгарской исламской академии с высшими учебными заведениями Русской православной церкви?
— Конечно. Одного из выпускников нашего исламского института в Уфе мы назначили в Хабаровск. И он сейчас преподает в православной семинарии. Читает лекции об исламе. Это и есть сотрудничество. Нас — православных и мусульман — многое связывает.
- Закладка первого камня академии прошла в рамках торжеств, посвященных годовщине принятия ислама Волжской Булгарией. В чем их особенность?
— В 1989 году, через год после торжеств по случаю тысячелетия крещения Руси, мы отмечали 1100 лет со дня добровольного принятия ислама в Булгарах. Тогда собрались участники из 28 стран. По сегодняшний день мы ежегодно отмечаем этот праздник в июне, очень редко — в этом году второй раз такое было — в мае.
В этот день мы собираемся вместе: съезжаются верующие со всех наших приходов, расположенных по всей России. Сейчас здесь создан замечательнейший музей, созданный усилиям правительства Татарстана, главы республики Рустама Минниханова и главы попечительского совета фонда "Возрождение" Минтимера Шаймиева. Теперь сюда на автобусах приезжают из школ дети, и здесь для них проводятся уроки истории.
Это взгляд на нашу историю, осмысление себя и своей жизни, взаимоотношения между людьми. У нас есть твердый фундамент его. В Болгаре есть церковь, а рядом с ней мечеть, которая сейчас, правда, разрушена. Они все века соседствовали. Что мешает нам сегодня так жить? Кто-то говорит, что строит халифат. А ведь наши предки его давно построили. Это мирное существование не только в толерантности, но в любви, братстве и созидании, потому что духовно-нравственное возрождение — основа и процветание любой страны. А для нашей обширнейшей Богом данной и Богом хранимой страны — тем более.