История взаимоотношений России и Сербии исчерпывающе отражается в поговорке "русский и серб — братья навек", а в последние годы она начала активно подкрепляться и со стороны экономики — увеличением товарооборота стран и появлением крупных проектов. О том, когда в Россию начнут поставлять беспошлинные Fiat, а в Сербию повезут российские автомобили и троллейбусы и как российско-сербский гуманитарный центр может помочь сирийской Пальмире, рассказал в интервью РИА Новости торговый представитель РФ в Сербии Андрей Хрипунов.
— Андрей Николаевич, Евразийская экономическая комиссия еще в марте планировала обсудить возможность беспошлинных поставок автомобилей Fiat, производимых в Сербии, на территорию Евразийского экономического союза, есть ли подвижки по этому вопросу?
— Вопрос с беспошлинными поставками Fiat актуальный и важный, на повестке дня он впервые появился во время визита Владимира Путина в Белград, сербы поставили этот вопрос. Известно, что у наших стран есть соглашение о свободной торговле, это одна из немногих стран вне СНГ, с которыми есть такое соглашение.
Сербы хотят поставлять машины беспошлинно, имея в виду, что у них есть свое предприятие в городе Крагуевац, где выпускается порядка 120 тысяч автомобилей в год при его проектной загруженности более 200 тысяч автомобилей в год. У них в планах есть размещение новых моделей, но нужны рынки. Более 90% всего того, что они производят, идет на экспорт, в ту же Италию, другие страны ЕС.
— Когда может быть решен этот вопрос? Какой потенциальный объем поставок этих машин в Россию?
— Мы сейчас вопрос ставим не столько об отмене пошлин на Fiat, сколько об унификации торгового режима между странами ЕАЭС и Сербией. То есть сейчас у нас есть соглашения о свободной торговле между Россией и Сербией, Белоруссией и Сербией, Казахстаном и Сербией. Сейчас в ЕАЭС появились Армения и Киргизия, с ними нет соглашений, а это должен быть единый режим между странами-членами и Сербией. Этот вопрос сербской стороне был озвучен, и она с ним согласилась.
В марте на совете ЕЭК (Евразийская экономическая комиссия) было принято положительное решение по этому вопросу, и сейчас, на одном из ближайших заседаний Высшего экономического совета ЕАЭС, это решение должно быть одобрено, после чего эксперты двух сторон — ЕЭК и Сербии — готовы сесть за стол переговоров и начать согласование нового соглашения, единого для всей пятерки стран. В том числе среди всего этого, возможно, будет обсуждаться и вопрос исключения из списка изъятия и автомашин Fiat сербского производства.
Первоначально речь шла о квоте в 5 тысяч автомобилей. Сербская сторона готова садиться за стол переговоров. По нашим оценкам, в зависимости от того, как скоро пойдут переговоры, с учетом всех процедурных моментов, это займет какое-то время, но в пределах года можем уложиться.
— А нашей стране Сербия готова давать какие-то преференции? Российские предприятия наверняка имеют свои интересы по поставкам?
— Да, с этим новым соглашением мы связываем и другие исключения из списка и ставим другие цели с тем, чтобы получить определенные преимущества и в поставках нашей автомобильной техники в Сербию.
У нас есть хорошие предпосылки. РФ поставляет автомобили завода "Автоваз", с недавнего времени удалось найти дилера для реализации грузовых "Газелей". Первые поставки пошли в сентябре 2015 года, уже поставлено 60 автомобилей.
Если удастся снять пошлину с сербской стороны на поставку автомобилей, соответственно, будут встречные запросы: мы устанавливаем квоты на беспошлинные поставки Fiat, но со своей стороны будем пытаться выбивать позиции, в том числе и по российским автобусам — производства "ЛиаЗ". Сейчас около 200 из них уже ездят по Белграду, первые поставки которых начались более пяти лет назад.
Недавно приезжал генеральный директор завода Trolza, который занимается производством троллейбусов. Состоялась встреча с вице-мэром Белграда и руководством городского предприятия ГСП, в ведении которого находится эксплуатация и обслуживание столичного транспорта. Был конструктивный разговор, проведена презентация новых моделей, после чего сербская сторона оценила конкурентные преимущества российских троллейбусов, а руководство завода Trolza, в свою очередь, предложило выгодные условия поставок, включая финансовую поддержку и поддержку со стороны Российского экспортного центра. Это является хорошим примером государственно-частного партнерства.
— Автокомпании РФ (представители компаний "Ростех", "АвтоВАЗ", КАМАЗ) заявили, что рассматривают вариант заказа запчастей в Сербии и ведут сейчас активные переговоры. Каковы перспективы подобного сотрудничества, о каких объемах может идти речь?
— Перспективы сотрудничества весьма реальны. Одна из них — поставка автокомпонентов для нужд "АвтоВАЗа", КАМАЗа, в перспективе и для ГАЗа. И у "АвтоВАЗа", и у КАМАЗа довольно строгие требования к качеству. После того, как стороны обменялись позициями и своими пожеланиями, буквально недавно была организована бизнес-миссия Ростехнологий и представителей "АвтоВАЗа" и КАМАЗа, осмотрели свыше 20 сербских производств — и частных, и государственных. Некоторые частные предприятия по уровню соответствуют всем тем требованиям, которые предъявляются.
Рассматривалась даже возможность включения ряда предприятий в число поставщиков первого уровня (поставщики в мировом автопроме разделяются на три уровня, в том числе первый уровень — это системные интеграторы, которые несут ответственность за конструкторскую разработку и производство какой-либо системы или узла — ред.). Линейка запчастей достаточно широкая: карданные валы, литье, резинотехнические изделия.
— Каковы перспективы этих встреч?
— По тем встречам, которые состоялись с министром экономики Сербии Желько Сертичем, кроме того, данный вопрос находится по пристальным вниманием премьер-министра Сербии Александра Вучича, ожидаем, что в ближайшее время уже появятся первые контракты. О каких-то суммах я бы сейчас говорить не стал, но в реальности речь может идти о десятках, а может быть, и сотнях тысяч евро.
— В конце прошлого года премьер-министр Сербии Вучич заявлял, что ожидает резкой активизации торгово-экономических связей с Россией в 2016 году. В частности, он ожидал увеличения товарооборота, за счет каких отраслей этого можно достигнуть?
— Кроме транспортной отрасли, я бы добавил еще энергетику и строительство транспортной инфраструктуры. В Сербии более десятка, а на территории бывшей Югославии порядка двадцати энергетических объектов были построены при техническом содействии предприятий Советского Союза. Время прошло, они зарекомендовали себя с хорошей стороны, причем значительно лучше во многом, чем тот же самый Siemens, хотя не могу сказать, что у них плохое оборудование.
Сейчас, например, "Силовые машины" (российская энергомашиностроительная компания — ред.) занимаются реконструкцией гидроэлектростанции "Джердап" — это крупнейшая на сербско-румынской границе электростанция, пять блоков. Перед нами стоит задача не только по увеличению российского экспорта, в котором немалую часть составляет сырье и энергенты, но и по достижению устойчивого роста именно несырьевого экспорта. И вот здесь весьма важна поставка продукции энергетического машиностроения наших предприятий, плюс поставки строительной техники и электричек по линии РЖД, которое реализует проект по модернизации сербских железных дорог стоимостью более миллиарда долларов, это и 27 электричек подмосковного завода в Мытищах, которые, кстати, поставлялись и ранее, и поставки спецтехники калужских предприятий железнодорожной техники.
— Есть и другие проекты?
— Да, безусловно, следующее актуальное направление — создание в Сербии центра по производству радиофармпрепаратов. Это все зарождалось по линии Росатома — строительство регионального центра и производство препаратов. Это было бы выгодно для Сербии тем, что она становится региональным центром по производству радиофармпрепаратов. А для нас это не сырьевой экспорт. Мы возлагаем большие надежды на то, что в скором будущем проект будет реализован.
— Сербия в условиях продэмбарго стала важным партнером РФ по поставке овощей и фруктов. Каковы перспективы в этом году? Есть ли запрос у сербских производителей на увеличение объемов поставок, и, в свою очередь, хотят ли российские партнеры эти поставки увеличивать?
— Совсем недавно была организована большая бизнес-миссия по линии департамента торговли и услуг правительства Москвы. Приезжали ритейлеры — "Фуд Сити", Х5 и другие, около десяти представителей крупных московских торговых сетей. Осматривали предприятия. Прежде всего речь шла о плодоовощной продукции, имеются хорошие перспективы поставок и мясной, и молочной продукции, и мяса птицы.
Увеличение поставок продовольствия из Сербии на сегодня уже вышло на уровень, близкий к предельному. Сербы хотели бы поставлять больше, поэтому периодически возникают темы о том, чтобы начать работать на долгосрочной основе, создавать какие-то крупные дистрибутивные центры, которые бы занимались планированием поставок на несколько лет вперед. Нужны долгосрочные инвестиции и гарантии. Знаю, что сербы уже находятся в стадии строительства большого торгового закупочного центра, предназначенного для торговли с Россией. Сейчас созданы две региональных канцелярии по сотрудничеству с Россией — одна в городе Чаетина, а другая — в Ужице.
— Вице-премьер Дмитрий Рогозин сообщал, что РФ готова поставлять Сербии любые незапрещенные вооружения и все зависит от платежеспособности страны. Начались ли какие-либо переговоры или обсуждения этого вопроса? Участвуют ли в них российские оборонные предприятия?
— В Сербии есть наши МиГи, которые надо ремонтировать, в ближайшее время ожидаем поставку наших вертолетов Ми-17. Прорабатывается вопрос о создании сервисного центра по обслуживанию вертолетов. Я уже не говорю об обычных товарах данной номенклатуры. При этом речь может идти не только о каких-то классических поставках, а о создании совместных производств — о локализации производств и в России по отдельным продуктам и по локализации производств в Сербии с возможностью выхода на рынки третьих стран. В деньгах это оценить довольно сложно. Готовы совместно с сербской стороной искать новые подходы государственно-частного партнерства в этой сфере.
— Какое еще сотрудничество России и Сербии имеет важное значение для обеих стран?
— В городе Ниш функционирует по линии МЧС Российско-сербский центр гуманитарного реагирования (РСГЦ), деятельность которого носит исключительно мирный характер. Силами центра, включая самолет Бе-200 (российский самолет-амфибия, используемый для тушения пожаров — ред.), возможно тушение лесных пожаров не только на территории Сербии, но и в соседних странах. С использованием минно-розыскных собак и специальной техники были разминированы сотни квадратных километров после натовских бомбардировок. К сожалению, еще не все объекты разминированы.
Актуальным могло бы быть участие специалистов центра в разминировании в других странах, в том числе и сирийской Пальмиры.