Рейтинг@Mail.ru
Религиозные праздники 22 мая - РИА Новости, 21.05.2016
Регистрация пройдена успешно!
Пожалуйста, перейдите по ссылке из письма, отправленного на
Календарь праздников - Религия и мировоззрение

Религиозные праздники 22 мая

Читать ria.ru в
22 мая католики празднуют День Святой Троицы, православные - четвертое воскресенье после Пасхи, о расслабленном, и чтут память святителя Николая Мирликийского, а буддисты отмечают Дончод-хурал - день рождения Будды.

День Святой Троицы

Это один из 12 (двунадесятых) главных православных праздников после Пасхи, установленный в память сошествия Святого Духа на апостолов, описанного в Деяниях святых апостолов.

На 50-й день после Пасхи, в иудейский праздник Пятидесятницы (Шавуот), установленный в память дарования еврейскому народу Закона на горе Синай, апостолы собрались в Иерусалиме в Сионской горнице, где накануне своего ареста и распятия Христос совершил Тайную Вечерю. И тут, "внезапно сделался шум с неба, как бы от несущегося сильного ветра, и наполнил весь дом, где они находились. И явились им разделяющиеся языки, как бы огненные, и почили по одному на каждом из них. И исполнились все Духа Святаго, и начали говорить на иных языках, как Дух давал им провещевать" (Деян 2:2-4).

В тот день в городе по случаю праздника собрались иудеи из разных городов и стран. Услышав шум, они столпились перед домом, где находились апостолы, и, услышав, что внутри говорят на различных наречиях, пришли в изумление. Некоторые насмехались над апостолами — "говорили: они напились сладкого вина" (Деян. 2:13). "Петр же, став с одиннадцатью, возвысил голос свой и возгласил им: мужи Иудейские, и все живущие в Иерусалиме! сие да будет вам известно, и внимайте словам моим: они не пьяны, как вы думаете, ибо теперь третий час дня; но это есть предреченное пророком Иоилем: И будет в последние дни, говорит Бог, излию от Духа Моего на всякую плоть, и будут пророчествовать сыны ваши и дочери ваши; и юноши ваши будут видеть видения, и старцы ваши сновидениями вразумляемы будут. И на рабов Моих и на рабынь Моих в те дни излию от Духа Моего, и будут пророчествовать"(Деян. 2:14-18).

День сошествия Святого Духа и многоязычной проповеди апостолов стал днем рождения христианской церкви — сообщества верных Христу, объединенных таинствами в Единое Тело Христово, днем заключения Нового завета Бога с людьми.

В тот же день, как и обещал Христос, в мире ощутимым образом стал действовать Святой Дух — третья Ипостась Бога. В честь этого праздник и получил свое название.

В православной традиции Троицу называю также Пятидесятницей и празднуют на 50-й день после Пасхи и на 10-й — после Вознесения. Это двойное название — свидетельство ветхозаветных истоков праздника.

В католической и лютеранской церквях празднование Пятидесятницы (Сошествия Святого Духа) и Святой Троицы разделено — День Святой Троицы отмечается в воскресенье, следующее за Пятидесятницей (в этом году он совпадает с православным). Праздники Сошествия Святого Духа и Святой Троицы имеют в римском литургическом календаре высший статус — торжества.

Четвертое воскресенье после Пасхи – о расслабленном

Название этому воскресенью дала евангельская история, которую читают в этот день на литургии. В этом отрывке из Евангелия от Иоанна (Ин. 5:1-15) рассказывается как Иисус, придя в Иерусалим на праздник, проходил мимо купальни у Овчих ворот, вокруг которой лежало множество больных в ожидании чуда: по преданию, в эту купель время от времени спускался ангел, в этот момент вода приходила в волнение, и первый, кто успевал окунуться, исцелялся. Среди больных был человек, 38 лет страдавший параличом, и Иисус исцелил его, велев взять свою подстилку и идти домой, несмотря на то, что была суббота, день, когда ветхозаветный закон запрещает иудеям делать что бы то ни было. И уличенный правоверными собратьями в нарушении заповеди из-за того, что нес с собой свою постель, только что исцеленный Иисусом человек тут же "перевел стрелки" на своего благодетеля, заявив, что это он ему так велел. А когда Иисус, встретив его в храме, сказал: "вот, ты выздоровел; не греши больше, чтобы не случилось с тобою чего хуже", этот человек вместо благодарности указал на него иудеям как на виновника своего "прегрешения".

В богослужебных текстах, которые звучат в этот день в православной церкви, душа каждого человека сравнивается с таким расслабленным, а причиной болезни называются грехи, которые может исцелить один лишь Христос. От человека требуется лишь искреннее раскаяние в грехах и исправление, то есть не повторение их в будущем.

"Но обратили ли вы внимание на то, как исцеленный человек отнесся к своему исцелению и к своему Божественному Благодетелю?— писал святитель Лука (Войно-Ясенецкий). — Он тотчас же пошел к первосвященникам и донес, что исцеливший его — Христос, а исцеление было совершено в субботу… Господь, когда исцелял десять прокаженных, знал, что девять из них окажутся неблагодарными, но тем не менее всех исцелил. Он изливал Свою милость безмерную на всех — и достойных, и недостойных. Он отдал жизнь Свою святую и за грешных, неблагодарных. Он страдал на Кресте Голгофском ради нас, недостойных, и ради тех, кто отверг Его, кто предал Его смерти. Это мы должны помнить. Перед нашими глазами всегда должен стоять обагренный кровью Христос, на Кресте Голгофском умерший за нас, неблагодарных".

Перенесение мощей святителя Николая Мирликийского (Никола вешний)

О его земной жизни известно, что родился он на территории современной Турции примерно в 270 году, с юности посвятил себя Богу, стал епископом города Миры Ликийские (ныне город Демре в Анталии, Турция), во время Великого гонения на христиан, начатого императором Диоклетианом, попал в тюрьму, выйдя из нее при императоре Лицинии, вернулся на свою кафедру, в 325 году был участником первого Вселенского собора в Никее и скончался около 345 года в глубокой старости.

В III веке римская провинция Ликия и по образу жизни, и по культуре была совершенно эллинистической, и образование своим детям почтенные граждане давали соответствующее. А у Николая еще и дядя был епископ — Николай Патарский. Он поставил юного племянника во чтеца, потом рукоположил в сан священника, сделал своим помощником и поручил говорить поучения пастве. А когда отправился в Палестину, передал племяннику и управление епархией.

Похоронив родителей, Николай унаследовал приличное состояние, которое щедро тратил на благотворительность. Житие святителя  рассказывает о множестве его добрых дел: как он помогал бедным и обездоленным, как тайно подбрасывал детям монетки и еду в выставленные за дверь башмаки, как помог бедным девушкам выйти замуж, дав денег на приданое.

Его еще при жизни почитали умиротворителем враждующих, защитником невинно осужденных и избавителем от напрасной смерти. А в X веке в Кельнском соборе в день памяти святого Николая ученикам церковно-приходской школы стали раздавать сладости, и постепенно в Германии сложилась традиция вывешивать в домах в этот день башмаки или чулки, чтобы святой Николай положил туда детям подарки.
В XI веке турки опустошали владения Византии в Малой Азии, сопровождая свои жестокости оскорблением святых храмов, мощей, икон и книг. Мусульмане покушались уничтожить мощи святителя Николая, глубоко чтимого всем христианским миром, но, по легенде, сначала, перепутав, взломали не ту гробницу, а на обратном пути погибли во время сильнейшего шторма.

Но в 1087 году священную реликвию похитили венецианцы. Сперва они предлагали монахам, дежурившим у гробницы святителя, выкуп, потом просто связали их, разбили церковный помост, под которым был саркофаг, завернули мощи святого в плащ и увезли в Бари, где торжественно положили их в церкви святого Стефана. А через год построили храм во имя святителя Николая. Его мощи и сегодня хранятся в этой базилике.

А оставшиеся в могиле мелкие фрагменты подобрали венецианские моряки и привезли на родину. Подлинность мощей была подтверждена  двумя научными исследованиями — в Бари и Венеции, — которые доказали, что мощи в обоих городах принадлежат одному скелету.

На Руси, по свидетельству летописи преподобного Нестора, в 882 году была построена первая церковь во имя святителя Николая — в Киеве, на могиле воеводы Аскольда, в крещении Николая, убитого новгородским князем-язычником Олегом.

В XI веке почитание святителя распространилось по Руси быстро и повсеместно. Около 1090 года было установлено церковное празднование в честь перенесения его мощей в Бари (9 мая — 22 мая по новому стилю), прозванное в народе Николой вешним. А день преставления святителя — 6 декабря (19 декабря по новому стилю) — стал Николой зимним.

Образ святителя Николая на протяжении многих веков занимал в религиозном сознании русского народа совершенно исключительное место. Икона Николы Угодника висела в каждом доме рядом с иконами Спасителя и Богородицы. Ему молились "во всех нуждах". Вплоть до начала ХIХ века Николины дни в русских деревнях считались важнейшими после Пасхи — по всей Руси шли престольные праздники: чуть ни в каждой деревне была Никольская церковь, часовня или Никольский предел в храме. Николай Угодник воспринимался в России как национальный святой, покровитель русского народа.

Дончод-хурал (Сага Дава) — День рождения, просветления и ухода в паринирвану Будды Шакьямуни

Будда Шакьямуни достиг просветления и ушел в паринирвану в день своего рождения — на 15-й лунный день священного месяца Сага Дава, который считается у буддистов "месяцем тысячекратного приумножения", когда во множество раз увеличиваются следствия всех намерений и поступков — как дурных, так и направленных на благо всех существ.

Будда Шакьямуни — четвертый из тысячи будд нашей исторической эпохи (согласно Бхадракалпика-сутре, в нашу мировую эпоху появятся 1000 будд; по-тибетски "будда" — "санггье" — буквально означает "пробужденный" или "просветленный", то есть тот, кто полностью очистил свой ум и раскрыл его качества, особенно — совершенное всеведение), достоинства и природу.

Шакьямуни — реальная историческая личность, Сиддхартха Гаутама (около 560-478/80 гг. до н.э.). Он родился в семье, принадлежавшей к касте кшатриев — знатных владетельных воинов, рос в роскоши, а когда в 29 лет впервые покинул пределы дворца, столкновение с человеческим страданием перевернуло его представления о жизни. Духовные поиски привели Сиддхартху к осознанию того, что природа ума неразрушима и бесконечно богата, а сам ум безграничен и неличностен.

В 35 лет царевич Сиддхартха, достигнув просветления, стал Буддой и 45 лет передавал свой опыт людям, помогая им прийти к очищению и совершенству. Дхарма (санскр. "истина", "природа всего сущего"), или Учение Будды, — это 84 000 поучений и методов, ведущих от страдания к освобождению и просветлению, постижению истинной реальности.

В 80 лет Будда ушел в паринирвану, сказав перед смертью: "Я ухожу счастливым, потому что не скрыл в ладони ничего, что могло бы быть вам полезным. Не верьте ни единому слову только потому, что так говорил Будда — проверяйте все учения на собственном опыте, будьте путеводным светильником сами себе".

 
 
 
Лента новостей
0
Сначала новыеСначала старые
loader
Онлайн
Заголовок открываемого материала
Чтобы участвовать в дискуссии,
авторизуйтесь или зарегистрируйтесь
loader
Обсуждения
Заголовок открываемого материала