Наталья Дембинская, МИА "Россия сегодня"
Повысят ли в России подоходный налог? Американская газета The Wall Street Journal (WSJ) уверена: повышения стоит ждать. Подоходный налог в России может вырасти с нынешних 13% до 20%, заявило издание, сославшись на анонимный источник в российском правительстве. Другой вариант: действующую плоскую шкалу налогообложения сменит прогрессивная (выше доход — больше налог. Так власти рассчитывают решить бюджетные проблемы, связанные с падением цен на нефть, отмечает газета. В Кремле публикацию опровергли и заверили: никаких решений по повышению налогов нет.
Газета тем временем утверждает: "кота из мешка" власти достанут после выборов президента России в 2018 году. Тогда-то россиян и ждет неприятный сюрприз.
"Какая будет экономическая конъюнктура в 2018 году после президентских выборов — вряд ли кто-то сможет спрогнозировать сейчас", — так обозначил ситуацию Песков.
Нагрузка на средний класс
"Поднять подоходный налог в условиях кризиса — явно не самая подходящая и правильная мера, хотя и самая простая. При этом неважно, как именно повысят налог. Будет ли поднята единая ставка налога или же введена прогрессивная шкала — оба варианта одинаково плохие. Богатые все равно получат свой доход в виде дивидендов. А у бедных низкая налоговая нагрузка плюс социально-имущественные вычеты. Это, конечно, мизер, плюс-минус 500 рублей, но они есть", — объясняет Наталья Корниенко, заведующая лабораторией развития налоговой системы Научного направления "Макроэкономика и финансы" Института экономической политики им. Е.Т. Гайдара.
Таким образом, резюмирует она, в случае повышения подоходного налога, налоговая нагрузка возрастет ни на бедных, ни на богатых, а на тех, кто реально работает и приносит пользу экономике. Как результат — и без того высокая социальная напряженность, связанная с большим разрывом в доходах россиян, будет нарастать.
О высокой вероятности повышения налогов говорит и другой эксперт, преподаватель факультета экономических наук Высшей школы экономики Михаил Горст.
По его мнению, при увеличении фиксированной ставки подоходного налога важным будет вопрос — введут ли адекватный стандартный необлагаемый вычет для тех, у кого низкие доходы. В этой категории — и работники соцсферы, и врачи, и учителя.
В противном случае подросший налог больно ударит по низкооплачиваемым слоям населения — значительной части российских налогоплательщиков. "Реальные доходы населения снижаются. Статистика по средним зарплатам не отражает реального положения дел, ведь суммируются все зарплаты — и топ-менеджеров и уборщиц", — отмечает экономист.
По данным Росстата, среднемесячная номинальная начисленная заработная плата по России в феврале 2016-го составила 33 873 рубля.
Богатые уйдут в тень
Возвращение же к прогрессивной шкале налогообложения эксперты считают маловероятным: позитивная роль системы единой ставки подоходного налога далеко не исчерпана.
Они указывают и на то, что при прогрессивной шкале люди с высокими доходами будут изыскивать схемы, чтобы увести доходы от бизнеса в тень. Это может быть и увод денег в низконалоговые юрисдикции, и доход в виде процентов по вкладам, и доходы в виде дивидендов. Обратной стороной этих схем станет усиление контроля со стороны налоговых органов, а как следствие, возрастут издержки и нагрузка на бюджет.
С тем, что обеспеченные налогоплательщики "прокачают" бюджет при прогрессивной шкале, сомневается и Корниенко. "Первый год заплатят, а на второй — успеют перестроиться, доходы уйдут в тень, как это было раньше" (прогрессивная шкала налогообложения существовала в России до 2000 года).
Как бы там ни было, экономисты признают: нефть дешевеет, а ситуация с консолидированным бюджетом регионов плачевная. Это значит: от вопроса повышения налогов никуда не деться.
Последний раз инициатива повышения подоходного налога обсуждалась в марте прошлого года: коммунисты внесли в Госдуму законопроект о его увеличении с 13 до 16%.
Предполагалось, что самым значительным рост будет для людей с высокими доходами. При этом авторы предлагали не облагать налогом ту часть дохода физического лица, которая не превышает минимальный размер оплаты труда (на конец 2015 года — около 6 000 рублей в месяц). Впрочем, инициативу КПРФ в Госдуме не поддержали.
В 2015 году министр по вопросам Открытого правительства вдвое увеличил свои доходы, заработав 455,6 миллиона рублей — больше любого из чиновников российского кабмина.
А вот Оксана Дмитриева, член комитета Госдумы по бюджету и налогам уверена: с уровня доходов от 3 млн рублей в год нужно вводить прогрессивную шкалу. По ее оценкам, прогрессивная шкала вместе с введением не облагаемого налогом минимума пополняли бы федеральный бюджет на 300 млрд рублей в год.