ГОРЫ КАНДИЛЬ (Ирак), 13 мая — РИА Новости. Демократическая партия Курдистана (ДПК) Ирака не представляет курдов, она примыкает к "суннитскому блоку" Турции, Саудовской Аравии и Катара, ставящему цель расчленить Сирию и Ирак, считает один из лидеров РПК Джемиль Байык.
По словам Байыка, захват запрещенной в РФ и других странах ИГ Шенгал и Мосул на западе Ирака не было победой ИГ. Он считает, что это было частью плана "суннитского блока" — отдать этот район ИГ, а взамен в сирийском Курдистане отдать часть районов ДПК, таким образов расчленив курдскую территорию.
Курдский город Шенгал был одним городов, захваченных во время наступления ИГ в начале августа 2014. Третьего августа "пешмарга" (вооруженные силы Иракского Курдистана) из него неожиданно отступили, бросив населяющих его езидов. Защищать их пришли отряды РПК и YPG (курское сирийское ополчение). Президент Иракского Курдистана Масуд Барзани распорядился расследовать отступление "пешмарга" из Шенгала.
В качестве доказательства связи ДПК и "суннитского блока" лидер РПК привел то, что, когда были обнародованы факты поставки ИГ нефти в Турцию, ДПК заступились за ИГ и Турцию, заявив, что это их нефть, а не ИГ.
"Сейчас среди курдов сложилось две основных линии — ДПК и мы. Линия ДПК состоит в том, что она сотрудничает с Анкарой и даже с ИГИЛ, со всем суннитским блоком. Этот суннитский исламистский блок во главе с Турцией, Саудовской Аравией и Катаром хочет расчленить Ирак и Сирию в своих интересах. В то же время он является проамериканской и пронатовской коалицией. Наша линия представляет интересы курдского народа и других народов региона. Мы выступаем за мир и совместную спокойную жизнь, равноправие и самоуправление. Это самая сильная альтернатива против них", — считает Байык.
Иракский Курдистан — автономия на севере Ирака, получившая свой статус в 90-х годах. У автономии есть правительство, парламент и президент, а также вооруженные силы — "пешмарга" (в переводе с курдского "глядящие в лицо смерти") общей численностью около 120 тысяч человек. В Иракском Курдистане традиционно сильны две политические партии — Патриотический союз Курдистана и Демократические силы Курдистана, противоречия между которыми даже вылились в 1994-98 годах в гражданскую войну. Неофициально все батальоны "пешмерга" до сих пор делятся на принадлежащие к той или иной партии, хотя у них есть единое командование.
Сама РПК укрывается от турецких властей также на территории соседнего с Турцией Иракского Курдистана, в горах Кандиль, неподконтрольных властям автономии. Они совершают с этой территории вылазки в Турцию, где атакуют турецких силовиков и полицейских. Турецкие власти наносят авиаудары по позициям запрещенной в Турции РПК в Кандиле.