Личная неосторожность и умышленный риск со стороны пассажиров становятся причинами большинства ЧП на объектах транспорта, беспечность граждан по-прежнему приводит к тысячам тяжелых травм и смертей ежегодно. Более того, количество фатальных случаев с экстремалами, умышленно рисковавшими собой, за минувший год выросло вдвое. Об этом рассказал в интервью РИА Новости руководитель Московской межрегиональной транспортной прокуратуры Владимир Тюльков.
— Владимир Геннадьевич, давайте начнем с общей статистики. Много ли нарушений выявляет прокуратура на объектах транспортной инфраструктуры столицы?
— Нарушений выявляется довольно много. По итогам 2015 года только на железнодорожном транспорте выявлено почти 8,6 тысячи нарушений безопасности движения. Для сравнения, годом ранее их было 8,2 тысячи. Мы направили в суды 134 исковых заявления, внесли 409 представлений, более тысячи должностных лиц привлекли к дисциплинарной и административной ответственности.
В сфере обеспечения безопасности плавания выявлено около 1,3 тысячи нарушений (в 2014 году их было 874). Меньше нарушений оказалось только в сфере безопасности полетов: 533 против 735.
— Из-за таких нарушений чаще всего люди получают травмы и гибнут?
— Основные причины несчастных случаев — личная неосторожность граждан и нарушение ими правил нахождения в зонах повышенной опасности. Например, на железнодорожном транспорте больше всего таких случаев происходит из-за хождения по путям в неустановленных местах — около 85%. Невнимательность при пересечении пути по пешеходным переходам — это еще 9 процентов. Все остальные происшествия: попытки взобраться на платформу перед близко идущим поездом, падения под вагоны, зажатия автоматическими дверями и подобное — их доля составляет по 1-3 процента.
Общее же количество жертв таких происшествий на железной дороге в прошлом году превысило 2,2 тысячи человек, из них 1,9 тысячи погибших. Детей пострадало в 2015 году 127, погибло 72.
Большинство таких случаев происходит в границах Москвы и Московской области, что обусловлено значительным пассажиропотоком и интенсивностью движения поездов.
Частым сопутствующим фактором является нахождение граждан на объектах транспортной инфраструктуры в пьяном виде.
Здесь стоит отметить, что травматизм в течение трех последних лет снижается. В 2014 году пострадавших было 3,2 тысячи, а еще годом ранее — 3,5 тысячи. Показатели по погибшим, в том числе и по детям, снижаются похожим образом.
Что нас сейчас тревожит — это рост числа несчастных случаев с разного рода "экстремалами".
— Речь о любителях так называемого зацепинга?
— Да, в том числе и о любителях кататься на внешних частях и крышах подвижного состава. Они все чаще получают травмы при падении с высоты, в том числе во время движения, при попадании под колеса, при поражении током высокого напряжения, которое можно получить не только от контактного провода, но и от некоторых частей подвижного состава.
Если в 2014 году в Москве и области произошло десять несчастных случаев, связанных с "зацеперами", в том числе с несовершеннолетними, то в 2015 году был зафиксирован уже 21 такой случай.
— Какие-то меры противодействия этой моде предпринимаются?
— Конечно. Прокуратура, да и все заинтересованные органы ведут борьбу с такими правонарушениями. В том числе и с их пропагандой в молодежной среде. Например, в 2015 году прокуратура направила в суд иски о блокировании 180 интернет-сайтов, пропагандирующих "зацепинг" и другие опасные увлечения на железнодорожном транспорте. По результатам рассмотрения требования прокуроров были удовлетворены.
— Раньше одним из больных вопросов транспортников были любители граффити…
— С ними ситуация несколько иная. Несчастных случаев, жертвами которых стали бы любители граффити, за прошлый год не зафиксировано. Однако практически ежедневно поступают сообщения о правонарушениях подобного рода, наносящих материальный ущерб.
Ущерб этот не всегда значительный, но эти действия подпадают под статью 214 УК РФ "Вандализм" с максимальным наказанием до трех лет лишения свободы. Кроме того, нанесение националистических и экстремистских граффити может стать основанием для возбуждения дел и по более тяжким статьям.
В целом же ущерб от вандалов объектам транспорта в 2015-2016 годах составил более 33 миллионов рублей. В большинстве случаев от таких действий страдает подвижной состав: это изрезанные сиденья, погнутые поручни, вырванные кресла, сожженные кнопки переговорных устройств. И граффити, конечно, тоже.
— С чем еще бывает связана гибель людей на транспортных объектах?
— С суицидами. Ежегодно мы фиксируем по несколько таких случаев. Например, в 2014 году было девять самоубийств под движущимся железнодорожным транспортом, в 2015 году — еще восемь. Оснований для привлечения железнодорожников к ответственности в этих случаях не было. Действия погибших фактически исключали возможность предотвращения наезда.
— В последнее время нередки авиапроисшествия с самолетами малой авиации и общего назначения: аварийно приземлившийся в январе на Ярославском шоссе самолет; в прошлом августе в Подмосковье — жесткое приводнение частного вертолета Robinson R44, а также столкновение гидросамолета Cessna и вертолета Robinson над Истринским водохранилищем с девятью погибшими. Какие нарушения были выявлены транспортными прокурорами в этих случаях и на какой стадии находится расследование?
— Следственные органы, поднадзорные Московской межрегиональной транспортной прокуратуре, возбудили уголовное дело по части 1 статьи 238 ("производство, хранение, перевозка либо сбыт товаров и продукции, выполнение работ или оказание услуг, не отвечающих требованиям безопасности") УК РФ по факту аварийной посадки 26 января 2016 года легкого воздушного судна Вильга-35 на разделительное ограждение автодороги М-8 в Сергиево-Посадском районе Московской области из-за остановки двигателя.
Воздушное судно получило значительные механические повреждения, пострадавших нет. По делу допрошены собственник воздушного судна, очевидцы происшествия и другие лица. Расследование уголовного дела продолжается, ведутся следственные действия. Следствие проверяет различные версии, в том числе связанные с ошибкой пилота.
Расследование причин аварийной посадки 22 августа 2015 года вертолета Robinson R-44 на акваторию реки Москвы в Одинцовском районе Московской области осуществляет Росавиация. В результате данного инцидента никто не пострадал. По итогам проверки при наличии оснований будет принято процессуальное решение.
Кроме того, поднадзорные прокуратуре следственные органы возбудили уголовное дело по части 3 статьи 263 ("нарушение правил безопасности движения и эксплуатации железнодорожного, воздушного, морского и внутреннего водного транспорта и метрополитена") УК РФ по факту столкновения 8 августа 2015 года вертолета Robinson и гидроплана Cessna-206 в районе деревни Алехново Истринского района Московской области, повлекшего по неосторожности смерть двоих пилотов и семерых пассажиров. По делу проведен ряд судебных экспертиз, допрошены собственники воздушных судов, очевидцы происшествия и другие лица. Расследование уголовного дела продолжается. В настоящее время говорить о конкретных причинах происшествия также преждевременно, поскольку не завершена летно-техническая судебная экспертиза.
По ее результатам следствие даст уголовно-правовую оценку действиям участников авиапроисшествия.
Результаты и ход расследования указанных уголовных дел и материалов проверок находятся на контроле межрегиональной транспортной прокуратуры.
— Что на самом деле случилось в декабре прошлого года в электричке, следовавшей с Киевского вокзала в Апрелевку, где, по сообщениям СМИ, на пассажиров напали подростки с битами и газовым баллончиком?
— СМИ осветили это происшествие не совсем объективно. В ходе расследования органы внутренних дел установили, что случился бытовой конфликт между названным СМИ потерпевшим Гурбанзаде Э. З. и несовершеннолетним молодым человеком. При этом сам потерпевший своими действиями спровоцировал конфликт, а затем и его последствия. В результате Гурбанзаде и несовершеннолетний подрались и Гурбанзаде при падении получил травму головы о выступающую часть тамбура электрички, что квалифицировалось как причинение легкого вреда здоровью. Таким образом, сведения о том, что это совершила группа радикально настроенных по национальному признаку молодых людей, не подтвердились.
— Сопровождалась ли эта электричка стражами порядка в тот момент? Является ли сокращение численности МВД одной из основных причин таких происшествий?
— Сотрудники полиции действительно не сопровождали данную электричку. Однако не совсем правильно говорить, что отсутствие нарядов сопровождения от транспортной полиции является основной причиной допущения таких происшествий в электричках.
В настоящее время линейный отдел МВД России на станции Москва-Киевская ежесуточно выставляет несколько нарядов, которые сопровождают 30-35 электропоездов пригородного сообщения. Решение о сопровождении определенных электричек принимается с учетом анализа оперативной обстановки.
Статистика подтверждает, что нестандартные ситуации могут возникнуть в любом виде общественного транспорта, а обеспечить охрану общественного порядка и безопасности каждой электрички силами транспортной полиции не представляется возможным. К примеру, ежесуточно по Киевскому направлению МЖД курсирует порядка 230 электропоездов. Для охраны каждого из них, с учетом действующего законодательства и нормативных правовых актов, МВД России потребовалось бы существенно расширить штат сотрудников.
Недостаточная профилактика преступности среди несовершеннолетних со стороны органов внутренних дел также является одной из сопутствующих причин подобных происшествий.
— Как следует вести себя пассажирам и как обезопасить себя в нестандартных ситуациях?
— В таких ситуациях надо обратиться к машинисту электрички при помощи кнопки "пассажир-машинист", которая находится в каждом вагоне. Машинист обязан информировать граждан о сопровождении электропоезда нарядом полиции, а также незамедлительно оповещать ближайший орган внутренних дел о поступившем обращении. Кроме того, гражданам необходимо сообщить о совершении противоправных действий по единому номеру "112" системы обеспечения вызова экстренных оперативных служб.
— Какие меры предпринимает прокуратура, чтобы обеспечить безопасность пассажиров?
— Следует отметить, что выполнение ряда профилактических и предупредительных мер помогло бы предотвратить определенную часть несчастных случаев. Например, надлежащая организация вместе с местными органами власти пешеходных транспортных потоков, достаточное количество удобных пешеходных переходов, мостов, туннелей, одновременное воспрепятствование проходу в неустановленных местах, разъяснительно-информационная работа.
Прокурорские проверки, в свою очередь, выявили многочисленные нарушения законодательства. Наиболее характерные из них — отсутствие ограждений в местах повышенной опасности, недостаточное освещение станций и пассажирских обустройств, плохая видимость приближающегося поезда, пешеходов и автомобилей на железнодорожных переездах и пешеходных переходах. Среди таких нарушений могу назвать ненадлежащее оборудование переездов и пешеходных переходов световой и звуковой сигнализацией, отсутствие дорожной разметки и знаков, неудовлетворительное состояние дорожного полотна и настилов переездов, нарушения при эксплуатации подвижного состава. Во всех случаях прокуроры принимали необходимые меры реагирования по устранению нарушений и привлечению виновных должностных лиц к ответственности.
Кроме того, для профилактики непроизводственного травматизма на железной дороге на базе межрегиональной транспортной прокуратуры создана межведомственная рабочая группа. В ее работе принимают участие представители Московского межрегионального следственного управления на транспорте СК России, Управления на транспорте МВД России по ЦФО, Центрального управления государственного железнодорожного надзора Ространснадзора, правительства города Москвы и Московской области, аппарата уполномоченного по правам человека города Москвы и Московской области, ФГП "Ведомственная охрана железнодорожного транспорта Российской Федерации", ОАО "Российские железные дороги", ОАО "Центральная пригородная пассажирская компания", АО "Московская кольцевая железная дорога" и иные лица.
Участники группы определяют и обсуждают вопросы по ситуации с травматизмом, вырабатывают пути решения проблем, координируют дальнейшие совместные действия.
В том числе благодаря целенаправленной работе удалось достичь положительной динамики снижения количества несчастных случаев на железной дороге в 2013—2015 годах, что говорит о необходимости продолжения деятельности.
— Проводится ли профилактическая работа среди школьников и студентов по снижению количества несчастных случаев на транспорте?
— Да, конечно. Транспортные прокуроры, органы внутренних дел на транспорте, ОАО "РЖД", пригородные пассажирские компании, иные организации железнодорожного транспорта проводят мероприятия по информированию граждан о правилах поведения и безопасности на железной дороге. На вокзалах, пассажирских платформах, внутри подвижного состава и других объектах размещаются соответствующие стенды, плакаты и памятки. Данная информация доводится до пассажиров при помощи видеомониторов и информационных табло, периодических объявлений по громкоговорителям. На других видах городского общественного транспорта информация объявляется перед высадкой в местах пересадки на железнодорожный транспорт.
Предупреждающие видеоролики, социальная реклама, статьи и другие материалы размещаются в СМИ, интернете, демонстрируются перед показом фильмов в кинотеатрах. Учащимся школ и других учебных заведений с применением различных педагогических методик (беседы, лекции с элементами игры, конкурсы, викторины) рассказывают о необходимости проявлять особую внимательность и осторожность при пользовании железнодорожным транспортом, о негативных последствиях и опасности увлечения "зацепингом" и другими подобными течениями молодежной культуры.
Такая профилактическая работа имеет ярко выраженный положительный эффект. Особенно это заметно в сфере предупреждения несчастных случаев по невнимательности и неосторожности детей, находившихся на железной дороге в капюшонах и наушниках. Профилактическая работа среди детей велась наиболее активно в Москве, и в 2015 году не зафиксировано несчастных случаев с участием маленьких москвичей, в отличие от детей из других регионов. Это еще раз свидетельствует о необходимости расширенного участия образовательных учреждений в данной работе.
— Каковы причины выезда автотранспорта на железнодорожные переезды?
— К сожалению, не все переезды возможно оборудовать устройствами заграждения (УЗП), исключающими выезд автотранспорта на пути перед идущим поездом. Установка устройств для безопасности, организация дежурства работников железнодорожного транспорта на так называемых охраняемых переездах производится в зависимости от класса переезда, интенсивности движения поездов и автотранспорта на данном участке. Абсолютное большинство происшествий на переездах происходит по вине водителей, которые выезжают на пути при работающей световой и звуковой запрещающей сигнализации, пытаются объехать шлагбаум. При этом они не убеждаются в отсутствии приближающегося поезда на стоп-линии перед переездом. Подобные происшествия по вине железнодорожников, например, из-за неработающей автоматики, являются исключением. Нарушители правил безопасности при пересечении переездов рискуют как своей, так и жизнью пассажиров, а также создают угрозу безопасности движения поездов и их пассажиров. Кроме того, за указанные нарушения виновные несут административную ответственность по линии ГИБДД, а при несчастных случаях и уголовную ответственность.