Икона Божией Матери "Живоносный Источник"
Название храма в честь Божией Матери в Константинополе дало впоследствии название и иконе: в православной традиции Богородицу прославляют как Источник жизни, ибо от Нее родился Христос — Путь, Истина и Жизнь. И в честь обновления (то есть перестройки и украшения) этого храма православная церковь совершает праздник в Светлую пятницу.
По преданию, 4 апреля 405 года будущий император Византии Лев встретил в роще близ Константинополя, недалеко от Золотых ворот, слепца, который устал и сбился с дороги. Лев пожалел его, отвел в тень, усадил отдохнуть, а сам отправился к источнику, чтобы набрать воды и напоить слепца, но вдруг услышал голос: "Лев! Не ищи воды далеко, она здесь близко" — и действительно нашел в роще источник.
После того, как Лев напоил ей слепца, от прозрел и самостоятельно отправился в Константинополь. А Лев, когда в 457 году стал императором, приказал очистить источник и построить над ним храм в честь Богородицы, назвав его Живоносным Источником.
Храм неоднократно перестраивался и украшался, пока после падения Константинополя 29 мая 1453 года не был разрушен и восстановлен только в 1833 году. Теперь здесь женский монастырь.
Несмотря на известную дату, празднование обновления Константинопольской церкви Живоносного источника совершается не 4 апреля, а в пятницу Светлой недели. И в этот же день совершается празднование одноименной иконе.
Прообразом иконы Божией Матери "Живоносный Источник" является древний греческий образ Богоматери, восходящий, в свою очередь к еще более древнему изображению, связанному с известным в древнем христианстве Влахернском храмом и почитанием там образа Богородицы в виде мраморной статуи, находившейся недалеко от императорской купальни. Из рук статуи текла святая вода — агиасма.
Первое время списки с иконы "Живоносный Источник" делались без изображения непосредственно самого источника. Чуть позже в композицию образа иконописцы начали включать изображение чаши, а на еще более поздних списках иконы появляется изображение фонтана или водоема. В русской традиции иконописцы изображали колодец — как символ источника.
В церковной традиции пятница Светлой недели выделяется особым образом — в этот день впервые после Крещения во всех храмах совершается освящение воды.
Святой великомученик Георгий Победоносец
Согласно житию, святой Георгий родился в III веке в семье христиан в Лидде (город Лод в Израиле). Когда ему было 20 лет, умерла его мать, оставив сыну богатое наследство. Георгий поступил на военную службу, сделал блестящую карьеру и стал любимцем императора Диоклетиана.
Когда под конец своего правления император начал гонения на христиан, Георгий был в Никомидии. Именно там в 303 году Диоклетиан приказал разрушить новый христианский храм, хранящиеся в нем рукописи сжечь, а имущество конфисковать. А на следующий день был опубликован первый эдикт против христиан, предписывавший уничтожить священные писания, богослужебные книги и храмы по всей империи. Христианам запрещалось собираться на молитву, они были лишены права обращаться в суд и отвечать на действия, предпринимаемые против них по суду. Христиане-сенаторы, всадники и декурионы лишались своих рангов, а императорские вольноотпущенники вновь обращались в рабство.
К этому времени относится свидетельство, которое приводит в своей Церковной истории Евсевий Кесарийский:
"Когда впервые был оглашен указ о церквах [Диоклетиана], некий человек самого высокого, по мирским представлениям, звания, движимый ревностью по Боге и побуждаемый горячей верой, схватил указ, прибитый в Никомидии в общественном месте, и разорвал его на куски как богохульный и нечестивейший. Это произошло, когда в городе находилось два властителя: один — самый старший — и другой, занимавший после него четвертую ступень в управлении. Этот человек, прославившийся таким образом, выдержал все, что полагалось за такой поступок, сохраняя до последнего вздоха ясный ум и спокойствие".
Исследователи полагают, что речь идет именно о святом Георгии.
Согласно житию, его арестовали и после восьмидневных тяжких мучений обезглавили. Останки его слуга захоронил в Рамале.
Почитать святого Георгия начали вскоре после его мученической кончины: уже в IV веке стали появляться посвященные ему церкви — сначала в Сирии и Палестине, затем и на всем Востоке, а к V веку и на Западе. А в начале VIII века житие великомученика Георгия было переведено на арабский язык, и почитание святого проникло в среду арабов-мусульман: они считали его учеником одного из апостолов пророка Исы, которого язычник царь Мосула подверг пыткам и казням, но Георгий каждый раз был воскрешаем Аллахом.
Гробница, в которой когда-то был похоронен святой, сохранилась в крипте посвященного ему храма в Лоде, сюда из Рамалы были перенесены мощи великомученика Георгия. Часть их потом попала в Рим, в базилику Сан-Джорджио-ин-Велабро, часть — в Париж, в Сент-Шапель, а десница (правая рука до локтя) — на Афон, в греческий монастырь Ксенофонта.
У католиков Георгий считается одним из четырнадцать святых помощников (четырнадцать древних святых, почитающихся как единая группа со времен эпидемии чумы 1346-1349 годов).
На Руси в XI веке великий князь Ярослав основал в Киеве и Новгороде монастыри во имя святого Георгия и повелел праздновать день его памяти. А со времен Дмитрия Донского его стали считать покровителем Москвы. Изображения святого Георгия встречаются на великокняжеских монетах и печатях.