МОСКВА, 26 апр — РИА Новости. Минобрнауки разработает единые требования для всех электронных журналов, чтобы устранить выявленные ранее недочеты программных продуктов, сказал РИА Новости директор департамента управления программами и конкурсными процедурами министерства Михаил Попов.
Ранее глава Минобрнауки РФ Дмитрий Ливанов заявил о намерениях министерства оптимизировать "бумажную" нагрузку на учителей. В ведомстве также сообщали, что будут приняты меры по распространению автоматической системы составления отчетов. Как отметили в министерстве, в настоящее время порядка 90% школ уже пользуются электронными журналами, но не все из них имеют опции, позволяющие автоматизировать рутинный процесс.
"Мы получили общественный запрос от родителей, учителей которые недовольны сервисами, которые сегодня существуют. Я надеюсь, что будет определен обязательный минимум требований, который будет содержать каждый программный продукт. Таким образом, мы выполним реальный учительский и родительский запрос", — сказал Попов.
Как пояснил глава департамента, с новым сервисом работать учителю станет проще и удобнее, а при смене работы в одной школе на другую не нужно будет привыкать к ведению нового журнала, так как требования будут едиными по всей стране.
"Наши учителя не имеют простого помощника, которым и должен быть электронный журнал, что заставляет их делать кучу ненужных работ. Это также связано с неоднородностью записей заданий, в большинстве отсутствует автоматизация системы отчетности и так далее", — отметил Попов.
Реализация проекта
По словам главы департамента, формулировка этих правил будет завершена уже к сентябрю 2016 года, чтобы с начала учебного года начинать его апробировать и внедрять. По оценке Попова, не менее половины субъектов РФ решат участвовать в апробации, которая будет абсолютно добровольной. В течение учебного года школы-участники будут сообщать о выявленных недочетах и своих пожеланиях. Окончательно требования будут утверждены в мае 2017 года.
Попов также сообщил, что победитель конкурса будет объявлен после 15 мая этого года. Реализация проекта рассчитана на два года, а его максимальная стоимость составит 20 миллионов рублей, 12 из которых – в 2016 году, 8 миллионов – в следующем. "Это максимальная стоимость, реальная будет утверждена в ходе конкурса", — добавил глава департамента.
Что улучшат
"Учителя зачастую продолжают вести бумажный журнал, потому что к нему привыкли, он очень удобен и прост. Надо сделать такой же простой и понятный не только учителям, но и родителям, ученикам, журнал, только электронный. Тогда учитель с удовольствием будет им пользоваться", — сказал Попов.
По словам Попова, будет разработана "система одного клика", когда учителю не нужно будет вручную вбивать в систему отчеты и списки домашних заданий, а выбирать готовые формы. Создать отчет и отправить руководителю можно будет внутри той же системы. Кроме того, сами программные продукты должны будут прийти к единообразию, чтобы в разных регионах РФ они были одинаковы, и учитель смог бы без труда продолжить работу, переехав из одного региона в другой.
Кроме того, Минобрнауки планирует привлечь аналитиков для исследований, чтобы получить региональный разрез успеваемости, нагрузки, выявить разные зависимости, которые в дальнейшем можно будет использовать для улучшения образовательной среды.
Попов также отметил. что школьные электронные журналы будут регламентировать объем домашних заданий для учеников и не дадут учителю дать на дом слишком большое задание.
"Порой бывает так, что в один день у ребенка одно домашнее задание, а на следующий день заданий столько, что и за восемь часов не выполнить. Новая система просто не разрешит учителю давать домашнее задание больше необходимого объема. Это система защиты детей от перегрузки", — сказал Попов.
Глава департамента пояснил, что система будет фиксировать объем домашних заданий по всем предметам. Например, после опубликованного в системе задания по математике будет рассчитано, сколько времени потребуется на его выполнение. Учитель, который будет давать задание на следующем уроке, уже не сможет его дать слишком больших объемов, так как система посчитает, что ребенку не хватит времени на сон.
"Хороший учитель обязательно постарается дать ребенку не только в рамках программы, но и за ее пределами. Он может дать креативное задание: оно может быть менее сложное, но большее по трудозатратам. Однако чем больше учитель успевает на уроке, тем меньше он задает на дом", — отметил Попов.