26 апреля 1966 года в 5 часов 23 минуты утра по местному времени в Ташкенте, столице Узбекской ССР (ныне Узбекистан), произошло разрушительное землетрясение. Магнитуда его в очаге составила 5,2 (по шкале Рихтера), а сейсмический эффект на земной поверхности в эпицентре превысил 8 баллов (по 12-балльной шкале сейсмической интенсивности). Первый толчок сопровождался подземным гулом и световыми вспышками. Разрыв пород в очаге простирался на глубине от 2-3 до 8-9 километров под центральными кварталами Ташкента. Его горизонтальная протяженность составила 4-5 километров.
Сильные колебания почвы с частотой 2-3 герца продолжались 10-12 секунд.
Благодаря мелкому залеганию очага (3-8 километров) и преобладанию вертикальной направленности подземного удара над горизонтальной, которая обычно наиболее опасна для строительных сооружений, полных обрушений домов, даже ветхих, практически не было. Сейсмические волны, порожденные резкой подвижкой пород в очаге, заметно затухали с удалением от эпицентра. На окраинах Ташкента сейсмический эффект едва достигал 6 баллов, поэтому пострадала в основном центральная часть города.
Зона максимальных разрушений охватила 10 квадратных километров в центральной части Ташкента (район Кашкарги), которая, в основном, была застроена глинобитными домами. В городе подверглись разрушению более двух миллионов квадратных метров жилой площади, без крова остались более 78 тысяч семей или свыше 300 тысяч человек из проживавших тогда в Ташкенте полутора миллионов.
Было разрушено свыше 236 административных зданий, около 700 объектов торговли и общественного питания, 26 коммунальных предприятий, 181 учебное заведение, 36 культурно-бытовых учреждений, 185 медицинских и 245 промышленных зданий.
Погибли восемь человек и около двухсот были госпитализированы с различными травмами. Более половины (55%) травм пострадавшими были получены в результате неосознанного поведения их самих, обусловленного паническим состоянием и страхом (выпрыгивание из верхних этажей, ушибы о различные предметы и т.п.), 10% — от обрушений стен и крыш и 35% — от падающих конструктивных частей зданий и сооружений, а также предметов домашнего обихода.
Однако количество погибших впоследствии возросло, от пережитого стресса и в ожидании новых землетрясений в период даже очень слабых афтершоков (повторных толчков) от сердечных приступов скончались еще сотни пожилых людей.
Повторные толчки продолжались в течение двух лет. В первые дни они следовали друг за другом практически непрерывно, сопровождаясь резкими звуками, напоминавшими пушечные выстрелы, грохотом и глухим подземным гулом. Затем толчки стали более редкими. К концу декабря 1969 года их общее количество превысило 1100, причем наиболее сильные из них (до 7 баллов) были зарегистрированы 9 и 24 мая, 5 и 29 июня, 4 июля 1966 года и 24 марта 1967 года.
В день землетрясения в Ташкент прилетел генеральный секретарь ЦК КПСС Леонид Брежнев и глава советского правительства Алексей Косыгин с большой группой специалистов из профильных министерств. Уже на следующее утро состоялось большое совещание, на котором было решено бросить все силы на восстановление столицы Узбекистана.
В Ташкенте было срочно развернуто более одной тысячи палаток, открыты около 600 временных магазинов и предприятий общественного питания. Работала водопроводная сеть и бесперебойно подавалась электроэнергия, что позволило избежать обычных при стихийных бедствиях эпидемий. В городе не было зарегистрировано ни одного случая мародерства.
Пострадавшему Ташкенту старались оказать помощь все республики СССР. Город снабжался палатками, медикаментами, промышленными и продовольственными товарами, строительными материалами, техникой. Был создан фонд помощи, куда перечислялись личные и коллективные средства граждан. Всего на этот счет поступило более 10 миллионов рублей. Из этих денег более 5,5 миллиона рублей было распределено райисполкомами на ремонт индивидуальных жилых домов. Около одного миллиона рублей было направлено на материальную помощь особо нуждающимся. Другая часть денег ушла на организацию бесплатного питания на детских площадках в городе и пионерских лагерях, на перевозку детей в лагеря и за пределы республики. Почти 15 тысяч семей в организованном порядке и с их согласия были переселены в другие города Узбекистана и других союзных республик. Детей приняли пионерские лагеря в 94 областях СССР.
Восстанавливать столицу Узбекистана приехали тысячи людей из регионов России и из союзных республик. К началу зимы 1966 года была выполнена первостепенная задача — более 300 тысяч ташкентцев получили кров. За короткое время, немногим более 3,5 лет, задача ликвидации последствий землетрясения была решена. К концу 1970 года только строителями Ташкента было построено более четырех миллионов квадратных метров жилья. Россия подарила столице Узбекистана 334,8 тысячи квадратных метров, Москва — 230 тысяч, Ленинград (ныне — Санкт-Петербург) — 100 тысяч, Украина — 53 тысячи.
О тех, кто строил, напоминают различные национально стилизованные фрески и мозаики на фасадах, а также надписи на торцах домов: по ним можно узнать географию ударной стройки.
Благодаря новостройкам город вырос в 1,5 раза и стал еще более интернациональным (здесь проживают более 100 национальностей).
Ташкент украсили дворец "Дружбы народов", телебашня, гостиницы "Россия", "Дустлик", "Москва" и "Узбекистан", музей истории, издательство "Шарк", университет, цирк, было пущено метро.
20 мая 1976 года, к десятилетию ташкентской трагедии, был установлен памятник — Монумент мужества. Он представляет собой куб из черного лабрадора, расколотый надвое. На одной его стороне вырезан циферблат, стрелки которого застыли на 5 часах 23 минутах — время, когда произошел первый толчок, на другой стороне выбита дата — 26 апреля 1966 года. Зигзагообразная трещина от куба вьется к скульптурной группе, изображающей прижавшую к себе ребенка женщину и мужчину, который словно пытается телом защитить свою семью от надвигающейся беды.
Землетрясение 1966 года явилось толчком для организации в СССР специальных комплексных исследований с целью изучения глубинного строения сейсмоопасных районов и геологических причин землетрясений и возможности их предсказаний. Для проведения таких исследований на базе Центральной сейсмической станции "Ташкент" был создан Институт сейсмологии при Академии наук Узбекской ССР.
Материал подготовлен на основе информации РИА Новости и открытых источников