О перспективах политического урегулирования ситуации в Сирии, разработке новой конституции страны, взгляде Дамаска на непростые переговоры в Женеве, а также о борьбе с ИГ и другими террористическими группировками, в интервью РИА Новости рассказал сирийский премьер-министр Ваиль аль-Хальки.
— Господин премьер-министр, мы проводим интервью во время переговоров в Женеве и спустя месяц после интервью, которое дал нашему агентству президент Башар Асад.
— Эта встреча (интервью Башара Асада РИА Новости — ред.) с господином президентом оказала большое влияние на сирийцев и русских, так как эта встреча прошла в искренней и честной атмосфере. В интервью были отражены все ожидания от нынешнего периода, все страдания, которые испытывает сирийский народ, а также многообещающие перспективы нахождения решения сирийского кризиса.
Ваше агентство смогло благодаря своей объективности и профессионализму, в том числе его сотрудников, донести (информацию — ред.) до умов и сердец сирийцев.
Агентство обладает международным влиянием благодаря его объективности, честности.
Благодарю вас за то, как вы отслеживаете с интересом и вниманием развитие событий в Сирии — как военный аспект, так и политический, и экономический, особенно в свете ваших встреч с несколькими коллегами и министрами, в том числе министром экономики, электричества и другими министрами.
Ваше агентство проявляет интерес как к крепким отношениям между двумя странами и их народами, так и к развитию ситуации в рамках сирийского кризиса, а также к последним событиям в сфере укрепления отношений между РФ и Сирией, управляемых Путиным и Асадом.
С самого начала конфликта Россия поддерживала Сирию, ее позиция отличалась в Совете Безопасности, где Россия несколько раз использовала право вето. Но усилия стали более скоординированными, когда Россия вступила в сражение на стороне Сирии и против терроризма, когда президенты Путин и Асад приняли историческое решение об участии в борьбе российской военно-воздушной группировки. Это оказало большое влияние на сирийцев, подняло их настрой, позволило оценить отношение России к конфликту, ее позицию по борьбе с терроризмом в рамках устава ООН и международных решений.
Мы гордимся и смотрим с большим уважением, как Россия под руководством Путина за прошедшие годы поднялась на международном уровне в области политики и даже в военной области в рамках усовершенствования различных видов оружия. Я могу сказать, что сейчас Россия под руководством Путина стала первым игроком на международной арене как в политике, так и в использовании передовых вооруженных сил с помощью присутствия в войне против терроризма ее ВВС, противотанкового оружия и высокотехнологичного оружия.
Я могу сказать, что Россия сегодня соблюдает принцип баланса в международных отношениях в мире, где используются двойные стандарты не только в Сирии, но и в других проблемных местах мира. Могу также заметить, что президент России Владимир Путин и политическое руководство России занимают большое место в сердцах сирийцев и останутся в их сердцах надолго.
Мы видим интерес к координации позиций между президентами Путиным и Асадом по многим позициям. В последний раз они беседовади три дня назад. И телеграммы, которые направили Путин Асаду и премьер-министр Медведев главе правительства Сирии по поводу Дня независимости, — все эти обмены посланиями, звонки, координация по всем позициям формируют настоящие отношения, поскольку мы с Россией настоящие друзья и придерживаемся общей позиции в борьбе с мировым терроризмом.
Достижение победы в борьбе с терроризмом — это очевидное доказательство этого сотрудничества. С момента, как Россия начала в Сирии воздушную операцию с участием военно-воздушных и космических сил в битве против терроризма в Сирии в конце сентября 2015 года, мы вместе с ней и другими союзниками по сопротивлению достигли множество побед на многих фронтах, в частности, в пригородах Латакии, Хамы, в восточном пригороде города Хомс, в пригородах Алеппо и в других местах. Все это венец наших отношений не только на политическом уровне, но и в военной области, а также в координации на земле.
Пролитая сирийская и российская кровь на сирийской земле сблизила нас. Убийство российского летчика, который стал жертвой терроризма правительства Эрдогана, оказало большое психологическое воздействие на сирийцев.
С другой стороны, мы очень ценим ту значительную роль и активные дипломатические усилия, которую играет президент Путин на политической арене с помощью усилий Лаврова на мировом уровне для подталкивания мирного процесса вперед, в том числе то, что происходит в Женеве. Мы, сирийцы, руководство и правительство Сирии, видим, что российская дипломатия очень активно действует, мы ежедневно следим за тем, что заявляет Лавров в отношении сирийской проблемы и решения политическим мирным путем.
— Сейчас важно понять, что происходит в Женеве. Какова ваша оценка нынешней стадии переговоров и решения оппозиционного ВКП выйти из переговоров?
— Желание Сирии — активизировать решение проблемы политическим путем. Мы выполняем все требования международного сообщества, советы наших друзей, особенно в отношении выполнения резолюции СБ ООН 2254. Мы стали участвовать в третьем раунде переговоров, который идет сейчас, чтобы достигнуть урегулирования, которого хотят все сирийцы. Сирийская делегация привезла в Женеву документ, содержащий ответ на 12 пунктов, которые предложил господин де Мистура. Документ представляет из себя комплекс предложений и идей, которые, с нашей точки зрения, могут привести к началу урегулирования. Этот документ содержит ряд предложений, которые в основном касаются формы правления, изменения некоторых статей конституции и взгляд на будущее правительство после парламентских выборов. Я не хочу вдаваться в подробности этого документа.
В отношении понимания переходного периода. Для нас — это переход из настоящей действительности к другой, от нынешнего правительства к правительству национального единства с широким представительством. В отношении нынешней конституции — предполагается, что она будет работать до завершения срока ее действия, а потом планируется достижение договоренности об изменении отдельных статей конституции или принятии новой конституции и проведение всеобщего референдума по этому вопросу. Таково для нас понимание переходного периода.
— Что вы подразумеваете под расширенным правительством?
— Как вы знаете, в нашем нынешнем правительстве есть различные политические силы. В кабинете представлены правящая Партия арабского социалистического возрождения (БААС) и группа партий-союзников, которые объединены в так называемый Прогрессивный национальный фронт. В состав этого правительства, как и в состав предыдущих, входят также независимые деятели.
Что касается понятия расширенного правительства, идею которого мы выдвигаем как компромиссное решение, то расширенное правительство должно состоять из разных составляющих, но основа — это действующее правительство, а также партии патриотической оппозиции и часть независимых деятелей, в число которых не должны входить террористические структуры или лица, связанные с террористами.
— То есть речь о создании новых министерств не идет?
— Этот вопрос должен решаться в ходе диалога, который проходит в рамках переговоров о формировании правительства. Некоторые министерства могут быть объединены, и в случае необходимости могут быть созданы новые министерства. Идея состоит в том, чтобы ввести новые составляющие в правительство. Как вы знаете, в нынешнее правительство тоже вошли некоторые оппозиционные партии, речь идет о партии доктора Али Хейдара. Мы хотим этот список увеличить.
— Вы включаете туда не только внутреннюю, но и внешнюю оппозицию?
— Это должна быть патриотическая оппозиция вне зависимости от того, находится ли она внутри страны или за ее пределами. У нее должна быть патриотическая основа, она не должна быть связана с заграницей, как вы понимаете, не должна управляться или финансироваться из-за границы, как ряд тех, кто утверждает, что является оппозицией за рубежом. Также это не должны быть некоторые личности, которые возглавляют террористические группировки. Они сейчас присутствуют, кстати, на переговорах в Женеве. В частности, люди, связанные с группировками "Ахрар аш-Шам" и "Джейш аль-Ислам".
После того как будет сформировано расширенное правительство, будет проведена работа по изучению конституции, будут внесены изменения. Возможно, будут изменены некоторые статьи конституции или принята полностью новая конституция. Это будет вынесено затем на народный референдум. Затем начнется подготовка к парламентским выборам.
— Какой вопрос будет вынесен на референдум?
— Конституция. Все, что касается внесений изменений в различные статьи. Вся конституция, все статьи конституции сейчас вынесены на обсуждение. Мы можем изменить часть статей конституции, можем все изменить. Конституция может остаться такой, какая она сейчас, но в настоящее время есть настрой изменить некоторые ее статьи.
У нас в Сирии суверенитет, и решение — за народом. Суверенитет в Сирии принадлежит народу, а не отдельным людям (которые обсуждают проект конституции — ред.).
После того, как эти люди закончат диалог, будет принят проект конституции. Это будет проект конституции, а не конституция. Чтобы этот проект стал конституцией, необходимо провести референдум. Когда этот проект утвердит народ, он станет конституцией. До этого это лишь проект, который может обсуждаться, быть предметом переговоров и в который могут быть внесены изменения.
Хочу закончить мысль. Когда будет завершена подготовка проекта конституции расширенным правительством, начнется подготовка к выборному процессу в парламент.
— А когда будет закончена работа над проектом конституции?
— Это зависит от хода переговоров в Женеве. Когда будет завершен диалог в Женеве, достигнута договоренность о создании национального правительства, мы сможем приступить к вопросу конституции. Затем будет подготовлен проект конституции и представлен на всенародный референдум. И мы начнем подготовку к выборному процессу.
Что касается избирательного процесса, то кандидаты будут выдвигаться от любых партий и политических сил, а также независимые кандидаты, как и на любых парламентских выборах во всем мире. Парламентская фракция, которая получит самое большое количество голосов, самостоятельно или совместно с партиями-союзниками сформирует правительство. Если оппозиция получит большинство голосов на парламентских выборах, то формирование правительства будет за ней. Если победит партия БААС и ее союзники из политических партий и Прогрессивного национального фронта, то они сформируют правительство. То есть будущее правительство будет сформировано теми, кто победит на выборах. Это усилит принципы демократии в Сирии.
— То, что мы сейчас видим в Женеве, — это драматичные события: оппозиционная делегация решила приостановить переговоры. Как вы их позицию оцениваете и не считаете ли вы, что женевские переговоры в данном раунде провалились?
— Они пока не провалились, так как делегация Эр-Рияда — не единственная, ведущая переговоры. Есть несколько делегаций, и было принято решение, что эти делегации представляют оппозицию. Эр-Риядская делегация не единственный представитель оппозиции.
Женевские переговоры пока не провалились. Мы, как делегация правительства, продолжаем (переговоры — ред.). Вчера у нас была встреча с заместителем (де Мистуры — ред.) Рамзи ар-Рамзи, и для нас первостепенная задача — воплотить в жизнь устремления сирийцев.
Сегодня де Мистура экстренно вернулся из своей поездки в Италию, и вчера, кажется, была встреча или дискуссия внутренней оппозиции. Есть и другие оппозиции — (делегации — ред.) "Москва-Каир", "Хмеймим"… Они тоже проведут встречи.
— С де Мистурой или с делегацией правительства?
— Нет, делегация правительства ведет непрямые переговоры, и она всегда проводит встречи с де Мистурой или его заместителем Рамзи ар-Рамзи.
Что касается политического прочтения происходящего в Женеве… Видно, что политическая позиция делегации из Эр-Рияда считается плацдармом для Саудовской Аравии и, конечно, для тех, кто с ними координируется из Турции, Катара и ряда западных стран. У них нет реальной заинтересованности в успехе этих переговоров в Женеве.
Подтверждением этому являются заявление главы ВКП по поводу приостановки переговоров и активизация вооруженных группировок в Сирии, которые исполняют волю этих государств — Саудовской Аравии, Турции и Катара. Эти группировки нападают на сирийскую армию на всех фронтах.
Этим они нарушают договоренности, достигнутые между дружественной Россией и США, что называется режимом прекращения огня или перемирием. В итоге мы видим, что Саудовская Аравия, Турция и Катар, а также западные страны, как Великобритания и Франция, не имеют реального желания продвигать процесс политического урегулирования в Сирии. Они наоборот содействуют эскалации террористической деятельности, вооружают террористов.
В течение прошлой недели через границу с Турцией в сирийские провинции Алеппо и Идлиб перешли более 5 тысяч боевиков. Параллельно эти страны пытаются еще больше разрушить инфраструктуру, подорвать экономические возможности сирийского народа и низвести Сирию до статуса "несостоявшегося государства". Но благодаря сирийской армии, народу, его руководству во главе с президентом Башаром Асадом, а также друзьям, в первую очередь Российской Федерации и лично президенту Путину, они не добились успеха. Наш организованный отпор не позволил сделать Сирию проигравшей стороной. Мы боремся с международным терроризмом, где бы он ни был в Сирии. В первую очередь с "Джебхат ан-Нусрой" и ИГИЛ (ДАИШ).
— Я хотел бы задать вопрос о военной поддержке, которую Россия оказывает Сирии. В частности, на базе "Хмеймим" размещен комплекс С-400, в интервью нашему агентству президент Асад сказал, что сейчас вопрос о его передаче сирийской стороне не стоит, но он может быть поднят в рамках коммерческого контракта. Идут ли такие переговоры о продаже российского комплекса Сирии или каких-либо иных средств ПВО?
— Эта тема касается военного руководства, верховного главнокомандующего вооруженных сил, системы военной безопасности, они определяют политику в этой сфере. Поэтому все так, как сказал вам президент Башар Асад. Этот вопрос не в моей компетенции, у страны есть военное руководство, которое занимается этим вопросом.
Но я могу сказать, как представитель сирийского народа, как сирийский гражданин, что нас обнадеживает сам факт наличия современных систем ПВО, будь то С-300 или С-400. Потому что они стоят на страже суверенитета сирийского воздушного пространства, не позволяя самолетам любых модификаций нарушать сирийское воздушное пространство.
— Западные страны обвиняют Дамаск в нарушении перемирия в районе Алеппо. Какова ваша реакция на это?
— Я считаю, что российская сторона лучше всех может оценить, кто нарушает перемирие. Есть наблюдательный центр в Хмеймиме, еще один в Аммане, они проводят мониторинг и видят, кто нарушает перемирие.
Террористические организации нарушают перемирие десятки раз в день, в особенности в направлениях Латакии, Хомса и Халеба. Снаряды и мины падают на мирных граждан в пригородах Дамаска.
Мы не нарушаем перемирие, это видят в вашем центре "Хмеймим", но реагируем на те действия, которые совершают террористические группировки, такие как ИГ и "Джебхат ан-Нусра". К тому же они находятся за рамками перемирия, и боевые действия с ними ведутся регулярно.
— Когда начнется наступление на Дейр-эз-Зор и Ракку в рамках борьбы с ИГИЛ?
— Мы хотим уничтожить ИГ и другие террористические организации в возможно краткие сроки, чтобы освободить от них эту чистую землю. Но есть военное планирование, и идет работа по наиболее приоритетным направлениям. Сейчас, после того как мы при помощи наших союзников из России и сопротивления освободили Эль-Карьятейн и Тадмор, мы намерены обезопасить территорию вокруг этих районов и начать подготовку к другим операциям, среди них, конечно, будет и направление Дейр-эз-Зора.
Хочу отметить, что мы стремимся в подходящее время освободить все сирийские земли от террористов, чтобы Сирия вновь стала безопасной, процветающей и стабильной. Страной мира и развития.
— Большое спасибо вам господин премьер-министр за то время, которое вы нам уделили.
— Я благодарю вас и вашу команду, друзей в России, которые стоят на нашей стороне в этой войне. Большую роль играет центр национального примирения в Хмеймиме для координации процесса примирения. Россия играет большую роль в предоставлении гуманитарной помощи сирийскому народу, в особенности населению Дейр аз-Зора.
Гуманитарную помощь доставляет туда российская авиация, она сбрасывается в осажденный уже более двух лет город на парашютах.
Большим фактором в поддержке стойкости сирийского народа стало обеспечение его продовольственной безопасности, в особенности поставок зерна, предоставленных российским руководством, президентом России Путиным. Первая партия составляла сто тысяч тонн, следующая также сто тысяч тонн.
Мы, как правительство, будем реализовывать те многообещающие перспективы от сотрудничества в экономической и торговой сфере в свете тех отношений, что сложились между нашими странами и народами, правительствами, чтобы эти отношения в экономике и торговле достигли очень высокого уровня, такого, как наши политические и военные связи.
— Не собираетесь ли вы приехать в Москву в ближайшее время?
— Мы стремимся к развитию отношений между правительствами Сирии и России, и если председатель правительства Медведев направит мне приглашение, то я приму его вместе с коллегами из экономического блока.
Благодарю вас как дружескую команду, честно сообщающую о том, какие события происходят в Сирии. Также желаю вам удачи как агентству, которое смогло стать известным на весь мир. Это одно из самых сейчас важных агентств в мире в том, что касается объективности, распространения и влияния.
Приветствую через ваше агентство дружеский российский народ, также приветствие и благодарность российскому руководству в лице президента Путина, его рабочей команде, премьер-министру Медведеву, господину Лаврову и каждому, кто работает вместе с нами в этой тяжелой войне, в которой мы живем.
До скорой встречи здесь в Дамаске или в Москве. Нет проблем: мы два дружеских братских народа, мы вместе противостоим этому терроризму, который пришел к нам со всего мира. Даст бог, я и вы, мы будем праздновать достижение большой победы, когда победим терроризм в Сирии, что в результате приведет к победе над терроризмом во всем мире.
Вторую часть интервью премьер-министра Сирии Ваиля аль-Хальки читайте на Ria.ru в понедельник, 25 апреля.