Преподобномученик Вадим и семь его учеников
Всем известно, что в первые века христианства многие римские императоры жестоко преследовали адептов новой религии. Но мало кто знает, что претерпевали они в других странах, в частности в соперничавшей с Римом на востоке Персии. В IV веке, когда с воцарением Константина Великого христиане в его владениях обрели официальное признание и равные со всеми подданными императора права, к власти в Персии пришел шахиншах Шапур II, которого арабы прозвали "заплечником" — в память о том, что он приказывал пробивать пленным лопатки и, продев веревку, подвешивать на деревьях. Именно этот жесткий правитель стал первым персидским шахом, начавшим гонения на христиан.
Его предшественники относились к ним вполне лояльно: когда христиане подвергались в Римской империи преследованиям и претеснениям, в Персии охотно давали им убежище, надеясь найти в них союзников в тылу у римлян. Когда же христианство стало господствующей религией враждебного Рима, христиан стали преследовать и, наоборот, поддерживать представителей различных еретических учений, оппозиционных Римской империи и господствующей церкви.
В это неспокойное время архимандрит Вадим, уроженец персидского города Вифлапата (Гондишапура — интеллектуального центра империи Сасанидов, который Шапур I населил пленными сиро-римлянами христианского исповедания), возглавлял братию основанного им самим монастыря.
Около 340 года Шапур II, которому срочно понадобились деньги на его военные кампании, потребовал от епископа Симеона бар-Саббе — главы христиан Персии — чтобы все христиане уплатили двойной налог. Трижды, как сообщают источники, шахиншах посылал свой приказ, и трижды Симеон отказывался. В конце концов Шапур приказал разрушить церкви столицы и арестовать епископа. Несмотря на ранее благожелательное отношение к Симеону, шах не простил ему ослушания. А поскольку епископ так и не покорился, то был казнен. С этого момента христианские летописи отсчитывают сорок лет гонений.
Особенно страдало население северо-западных провинций Сасанидской державы и районов, пограничных с Римской империей, где к тяготам бесконечной войны добавились казни христиан и депортация их в глубь страны для освоения пустынных земель. Головы казненных мучеников вывешивались и в храме богини Анахиты в Истахре. Жития сирийских и персидских мучеников повествуют в основном о казненных клириках, но и эти далеко не полные источники дают представление о масштабе преследований. Они коснулись всех ступеней клира, монахов и части мирян.
Был брошен в темницу и архимандрит Вадим с семью учениками. Их жестоко пытали, вынуждая отречься от Христа и поклониться огню, поскольку господствующей религией в Персии был зороастризм. Святой Вадим выдержал четыре месяца мучений. Глядя на него, держались и ученики.
А вот другой заключенный христианин по имени Нирсан, бывший начальник города Арии, сломался. Житие сообщает, что Шапур потребовал от него, чтобы он собственноручно отсек голову архимандриту Вадиму, и Нирсан, боясь новых мучений, согласился. К нему привели закованного в цепи Вадима и дали меч. Нирсан ударил, но с первого раза не сумел отрубить голову, продлив мучения жертвы.
Казнь преподобномученика Вадима датируется 376 годом. А в 379 году шах Шапур II умер, и гонения на христиан прекратились.
Память же всех пострадавших при нем за свою веру христиан церковь, по традиции, чтит в день памяти преподобномученика Вадима и его учеников.
Песах
Пасха или Песах, центральный иудейский праздник в память об Исходе из Египта, начинается в 14-й день весеннего месяца нисан и празднуется 7 дней в Израиле и 8 — за его пределами.
Согласно Пятикнижию (Исх. 12:22,23), накануне последней из десяти казней египетских — поражения первенцев — Бог повелел евреям заколоть ягнят, зажарить их мясо, а их кровью пометить дверные косяки. В ночь 14 нисана Бог "прошел мимо" (пасах) домов евреев и они были спасены, в остальных же домах все первенцы погибли.
Во время еврейской Пасхи к обычным правилам кашрута (системы ритуальных правил, определяющих соответствие чего-либо требованиям Галохи — еврейского Закона) добавляются специфические запреты, связанные с квасным (хамец): во все дни праздника запрещено не только есть, но и владеть хамецом в любом виде. Пригодные для Песаха продукты ("Кошер ле-Песах"), можно есть круглый год.
Религиозные евреи обычно проводят недели до праздника в интенсивной домашней уборке, чтобы успеть ликвидировать все следы квасного (хамеца) изо всех шкафов и углов в доме. Параллельно семья старается доесть к началу праздника все наличные запасы хамеца (хлеб, макароны, печенье, суповые смеси). А хамец, который представляет материальную ценность (например, спиртные напитки из злаков), разрешается продать нееврею. Продажа хамеца организуется местным раввином, который становится "агентом" всех евреев общины.
После наступления темноты 14 нисана проводится формальный поиск квасного ("Бдикат хамец"): глава семьи читает специальное благословение "о ликвидации хамеца" (аль биур хамец), а потом переходит из комнаты в комнату, проверяя, не осталось ли крошек. Существует обычай выключать в обыскиваемой комнате свет и проводить поиски, используя свечу, перо и деревянную ложку: свеча эффективно освещает углы, не отбрасывая тени, перо может выметать крошки из труднодоступных мест, а деревянную ложку, которой собирают крошки, можно сжечь на следующий день вместе с "хамецом" (наутро все квасные продукты, найденные при поиске, сжигаются — "Биур хамец").
В утро накануне Песаха начинается пост мужчин-первенцев в память о спасении первенцев Израиля во время "Казни первенцев". Однако фактически большинство первенцев постятся лишь до окончания утренней молитвы в синагоге.
Согласно Пятикнижию, в ночь на 15 нисана каждая семья должна отведать одного жареного ягненка, который должен быть съеден вместе с мацой (лепешкой из бездрожжевого теста) и горькими травами До утра от этой пасхальной жертвы — "корбан песах" — не должно было ничего остаться (после разрушения Иерусалимского Храма жертвы уже не приносились, поэтому рассказ о "корбан песах" пересказывается на пасхальном седере, а на блюде седера ее символически представляет "зроа" — жареная баранья голень, куриное крыло или ножка, которые не употребляются в пищу, но участвуют в ритуале).
Центральное событие праздника — пасхальный вечер (лейл а-седер или седер-песах, или просто седер), который проходит в соответствии со строгим регламентом и состоит из множества элементов. В частности нужно обязательно выпить 4 бокала вина.
В эту ночь евреи должны прочитать пасхальную Агаду, где рассказывается об Исходе из Египта, и провести пасхальную трапезу в соответствии с традицией.
Пасхальная трапеза завершается афикоманом — половиной разломанной мацы — чтобы вкус ее оставался во рту до утра.