Анна Кочарова, МИА "Россия сегодня"
Постановка комической оперы Доницетти "Дон Паскуале" стала первой работой режиссера Тимофея Кулябина после грандиозного скандала с "Тангейзером". Нет нужды объяснять, что любых разговоров о судебном деле и его "шлейфе" режиссер избегает. Но приходится констатировать: Кулябин теперь для многих зрителей — это режиссер "того самого "Тангейзера".
Современно, но без провокаций
Нынешняя работа Кулябина лишена какой-либо провокационности. Возможно, он намеренно избегал эффектных, но шокирующих ходов. Возможно, причина кроется в самом сюжете оперы: ведь женитьба старика (дона Паскуале) на молодой женщине (вдове Норине) вряд ли может сегодня считаться провокацией.
Вереница несуразиц, переодеваний, комичных ситуаций и счастливая концовка напоминают нам о традиционных масках итальянской комедии дель арте. Но режиссер Кулябин настаивает на том, что для него было важным оживить этих героев, найти прототипы в нашей сегодняшней жизни.
Именно стремление к правдивости и стало поводом для переноса действия спектакля в наши дни. В итоге дон Паскуале — заслуженный ученый вымышленного Римского университета, известный археолог.
Герои скетч-шоу на оперной сцене
Историю главного героя мы узнаем из фильма "о жизни дона Паскуале", который демонстрируется на настоящем киноэкране во время увертюры. Накануне своего 70-летнего юбилея этот уважаемый человек (ни разу до этого не женатый, ведь вся жизнь его — "служение науке") решает жениться.
Тимофей Кулябин уверен, что нелепому и комичному главному герою присущи и трагические черты: одиночество, наивность, стремление к семейному счастью, которое оборачивается дурацкой и смешной историей. Компания молодых людей, что называется, водит его за нос, а взбалмошная молодая сначала невеста, а потом жена тратит его деньги направо и налево.
Сюжетная схема напоминает какое-нибудь юмористическое скетч-шоу на развлекательном телеканале, где есть престарелый муж и молодая циничная жена на шпильках.
По сути — они те же маски комедии дель арте, только уже нынешнего, XXI века.
Молодая Норина — скучающая вдова — предстает в нынешней постановке в образе "девушки на лабутенах". Красные подошвы туфель не мелькают на сцене, но Норина во многом повторяет растиражированный образ из недавнего клипа Шнура и группировки "Ленинград".
В отличие от потерпевшей фиаско героини клипа, Нарина в итоге становится в этой постановке главной. Она распоряжается всеми мужчинами, которые ее окружают, не подчиняется ни своему дряхлеющему мужу, ни приятелю, доктору Малатесте, который и втянул ее в эту аферу.
А мужчины рядом с ней совершенно безвольны. Ее истинный возлюбленный Эрнесто (он же племянник дона Паскуале) вообще предстает инфантильным молодым человеком в подростковых нарядах. Остается загадкой, почему он привлекает эту хитрую и умную молодую модницу.
Для режиссера важно оправдать и понять героев на сцене — именно поэтому он переносит сюжет в наши дни.
Существует распространенное предубеждение, что опера — жанр академичный и закостеневший. И перенос вроде бы знакомых и хрестоматийных сюжетов в наши дни у публики порой вызывает недоумение.
Но именно актуализация и роднит оперу с драматическим театром, который живо реагирует на происходящее вокруг. Продлевает ее жизнь, даже несмотря на то, что не всегда современные концепции постановщиков оказываются удачными.
Вряд ли оперу можно и нужно рассматривать как некий охраняемый заповедник. Ведь когда композиторы прошлого совместно с либреттистами писали свои шедевры, они также наблюдали за людьми вокруг, высмеивали недостатки общества, выражали собственные эмоции и переживания.
Дебюты в Большом
Эта работа стала для Тимофея Кулябина, по его словам, первым опытом постановки комической оперы. Это для него и дебют в Большом, на Новой сцене театра.
По словам генерального директора Большого театра Владимира Урина, переговоры о совместной работе начались еще до скандального разбирательства с "Тангейзером".
Но именно в разгар громкого дела — возможно, в качестве поддержки, или высказывая таким образом свою позицию — Урин заявил прессе, что Кулябин поставит "Дона Паскуале".
В первый состав исполнителей пригласили итальянца Джованни Фурланетто (Дон Паскуале), который славится интерпретациями героев Доницетти и Россини. Компанию ему составляет испанец Селсо Альбело (Эрнесто) и солистка Большого Венера Гимадиева (Норина).
Во втором составе партии соответственно распределены между приглашенным солистом Большого Николаем Диденко, солистом Новой оперы Алексеем Татаринцевым и солисткой Большого Кристиной Мхитарян.