"Сотрудник погранконтроля забрал мой паспорт и препроводил меня на пункт досмотра прибывших пассажиров, где меня продержали около часа без объяснения причин. Потом дали мне бумагу, в которой написано, что я являюсь пассажиром, въезд которому запрещен в Турцию. В бумаге никаких объяснений также не содержится. У меня была также изъята пресс-карта и вид на жительство, после чего мне было предложено вернуться обратно в Россию первым же рейсом", — сказал Керимов.
Он добавил, что инцидент произошел в аэропорту имени Ататюрка в Стамбуле.
Власти Турции и служба безопасности аэропорта от комментариев по поводу случившегося отказались. Представитель пресс-службы управления безопасности Стамбула отказался от комментариев, сказав РИА Новости, что ведомство не в курсе этой ситуации.
Действия турецких властей по отношению к российскому агентству вызвали критику как со стороны правозащитников, так и медиасообщества.
Правозащитники: Анкара вводит цензуру
Представитель Amnesty International заявил, что блокировка Sputnik свидетельствует о резком ухудшении ситуации со свободой слова в Турции. При этом цензуру в организации назвали неприемлемой.
Глава Совета по правам человека (СПЧ) Михаил Федотов после известия о действиях Анкары призвал турецких журналистов заступиться за коллегу.
"Я очень рассчитываю на то, что гражданское общество и, в первую очередь, журналистское сообщество Турции и других стран найдет способ добиться пересмотра решения турецких властей", — заявил Федотов агентству РИА Новости.
При этом глава СПЧ выразил надежду, что МИД России не пойдет на аналогичные меры в отношении турецких СМИ, хотя такая возможность предусмотрена российским законодательством.
В Общественной палате России, в свою очередь, ждут позицию ОБСЕ по поводу случившегося.
Представитель международной организации "Репортеры без границ" в Турции Эрол Ендероглу связал нападки на Sputnik с кризисом в отношениях между Москвой и Анкарой. При этом блокировку сайта он назвал "первым примером того, что целью цензуры стало международное СМИ", охарактеризовав случившееся как опасный прецедент.
В Союзе журналистов России (СЖР) депортацию главного редактора Sputnik назвали грубым нарушением международных норм. Секретарь СЖР Надежда Ажгихина напомнила, что права журналистов в стране давно являются предметом беспокойства различных международных организаций.
Переводчик и журналист из Стамбула Вероника Хартманн, работающая для ряда западных изданий, напомнила, что депортация главреда Sputnik — не единственный подобный случай в Турции — ранее возникли проблемы у немецких журналистов телеканала ARD и журнала Spiegel. При этом, по ее словам, определенная нервозность при оформлении аккредитации в стране чувствовалась и раньше, но проблем такого масштаба еще не было.
"Запрет на въезд — это относительно новое явление, которое сейчас очень тревожит журналистов. Я также слышала, что иностранные журналисты попадали на короткий срок под арест, но не хотели, чтобы об этом стало известно. Эта обстановка страха, которая сейчас все больше распространяется, для нас довольно новая", — пояснила Хартманн.
Журналистка также заявила, что не верит в изменение политики Анкары. По ее словам, повлиять на турецкие власти может "только чудо".
"Общее настроение граждан в Турции депрессивное и подавление. Но, если говорить честно, для большинства людей на улице нет разницы между тем, существует ли свобода прессы или нет", — добавила Вероника Хартманн.
Генеральный секретарь Национального профсоюза журналистов Доминик Прадалье назвал тенденцией давление властей на журналистов и ограничение работы СМИ в Турции.
"Очень жаль, такая тенденция, к сожалению, существует – турецкие власти запрещают журналистам работать в стране, вот и корреспонденту немецкого канала ARD также запретили въезд. Я хочу сказать, что это чрезвычайно серьезная вещь", — заявил Прадалье агентству Sputnik.
По его словам, такая ситуация вызывает "возмущение в Европе", однако никаких действий не предпринимается, поскольку европейские страны больше обеспокоены миграционным кризисом, который они пытаются решить совместно с Турцией, и пренебрегают проблемой свободной работы журналистов.
Прадалье предположил, что начать поиск путей решения проблемы положения СМИ в Турции можно было бы в рамках Международной федерации журналистов, направив делегацию в Анкару для переговоров с правительством.
Дипломаты и политики: действия Анкары незаконны
МИД России назвал действия властей Турции неправомочными. Москва считает блокировку Sputnik "очередным нарушением фундаментальных прав и свобод человека".
"Фактически продолжается политика нарастающего давления турецких властей на СМИ и необоснованного притеснения журналистов, за что Анкара неоднократно становилась объектом резкой критики со стороны авторитетных международных правительственных и общественных правозащитных организаций", — говорится в комментарии МИД.
В Госдуме позицию Анкары связали с заявлениями Владимира Путина в ходе "прямой линии" и опасениями властей, что "турки узнают правду". В Совете Федерации призвали мировое сообщество дать справедливую оценку происходящему в Турции.
Журналисты в Турции: борьба за свободу и жизнь
Блокировка Sputnik — не первый случай ограничения СМИ в Турции за последнее время. Так, 4 марта власти Турции ввели внешнее управление и провели обыски в холдинге Feza Media Group и редакции газеты Zaman, напечатавшей мнения, отличные от официальных. Акция протеста в связи с гонениями на журналистов была пресечена полицией Стамбула, применившей против демонстрантов слезоточивый газ.
Комитет защиты журналистов ранее резко раскритиковал Анкару и за неспособность защитить сотрудников СМИ. Недовольство международной организации вызвало убийство на юго-востоке страны репортера Мохаммада Захара Алшургата, близкого к сирийской оппозиции.