БЕРЛИН, 15 апр – РИА Новости, Ангелина Тимофеева. Решение кабинета канцлера ФРГ Ангелы Меркель о том, чтобы санкционировать уголовное преследование в отношении немецкого сатирика и телеведущего Яна Бемермана, написавшего стихотворение про президента Турции Тайипа Эрдогана, вызвало в пятницу политический скандал.
В эфире сатирической передачи Neo Magazin Royalе общественно-правового телеканала ZDF 31 марта 2016 года телеведущий Ян Бемерман прочитал стихотворение с оскорблениями в адрес Эрдогана. В стихотворении сатирик обвинил турецкого президента в нетрадиционной сексуальной ориентации, а также в преступлениях против национальных меньшинств и оппозиции. Телеведущий предварил данное произведение словами, что оно "является образцом клеветнического оскорбления".
В ответ правительство Турции направило в Берлин вербальную ноту с требованием начать уголовное преследование телеведущего, который якобы оскорбил Эрдогана. Сам президент Турции 11 апреля обратился в частном порядке с заявлением в прокуратуру германского города Майнц. Бемерман подозревается в нарушении 103-го параграфа УК ФРГ "Оскорбление органов и представителей иностранных государств". Данное нарушение предусматривает наказание в виде денежного штрафа или лишения свободы сроком до 3 лет.
Коалиция разделилась
"Министры от СДПГ в правительстве голосовали против этого решения, мы всецело их поддерживаем", — заявил Оперман, добавив, что считает принятое решение неправильным.
"Возглавляемые СДПГ ведомства после тщательного обсуждения голосовали против выдачи санкции, в результате при равном разделении голосов решающим стал голос канцлера", — заявил в прямом эфире телеканала N24 глава МИД ФРГ Франк-Вальтер Штайнмайер (СДПГ) в совместном выступлении с министром юстиции Хайко Маасом (СДПГ).
"Это было трудное решение, для альтернативного (решения) имелись весомые основания", — добавил Штайнмайер.
Представители других коалиционных партий не видят ошибки в решении канцлера. Глава фракции ХДС-ХСС в бундестаге Фолькер Каудер заявил, что "решение правильное", и "сатире разрешено все, но не каждое оскорбление является сатирой". Генеральный секретарь ХДС Петер Таубер заявил: "Правительство всерьез относится к правовому государству. Даже если это иногда и болезненно".
Политическая ошибка
Оппозиционные политики выразились гораздо более резко. Решение по делу Бемермана стало политической ошибкой, "грязная сделка с Турцией" по мигрантам оказалась для главы правительства важнее свободы слова, заявил в пятницу глава фракции партии "Зеленые" в бундестаге Антон Хофрайтер (Anton Hofreiter).
"Я считаю решение Меркель в данной форме политической ошибкой", — заявил он в прямом эфире телеканала N24.
Глава фракции партии "Левые" в бундестаге Сара Вагенкнехт назвала действия канцлера "невыносимым низкопоклонством". "Меркель заискивает перед турецким деспотом Эрдоганом и жертвует свободой прессы в Германии", — написала Вагенкнехт в своем микроблоге в Twitter.
Неправильный сигнал Эрдогану
"В этом решении канцлера не было необходимости, так как президент Турции Эрдоган уже подал заявление в прокуратуру Майнца", — заявил глава организации Франк Уберал (Frank Überall), его слова процитированы на сайте Союза журналистов.
Призывы к спокойствию
"Это звучит скандально. Это звучит, как будто канцлер буквально бросила Бемермана на съедение. Но это ерунда. Передача дела в судебные органы не означает кланяться Эрдогану, а соответствует ходу событий в правовом государстве", — заявила в комментарии газета Süddeutsche Zeitung.
"Было и есть немного странно, что целый ряд артистов и писателей призывали, чтобы канцлер не санкционировала судебного расследования. Нельзя обвинять турецкого президента — законно! – в массовых нарушениях норм правового государства, и не дать правовому государству возможности расследовать даже глупое дело. Случай теперь выходит из сферы возможностей в сферу законности. Так что это правильно, это правильно", — отмечает издание.
С аналогичным заявлением выступил в пятницу и глава минюста ФРГ Хайко Маас. Он отметил, что в деле Бемермана присутствует заявление президента Турции Эрдогана, на основании которого прокуратура Майнца уже завела уголовное дело, а значит, "в любом случае, решение… примет суд", независимо от того, существует ли санкция правительства или нет.