Анна Михайлова, специально для МИА "Россия сегодня"
"Вечно живые" (1956)
Днем рождения "Современника" принято считать 15 апреля 1956 года, когда публика впервые увидела спектакль "Вечно живые" по пьесе Виктора Розова. Той самой, по которой Михаил Калатозов потом снимет свой легендарный фильм "Летят журавли". Постановка 29-летнего актера Центрального детского театра Олега Ефремова стала символом новорожденного "Современника".
Именно простота и человечность героев пьесы оказались близки и нужны зрителю, уставшему от формализма, лозунгов и пафоса сталинской эпохи. "Вечно живые" положили начало славе "Современника" как русского психологического театра нового поколения. А фраза уходящего на фронт добровольцем главного героя в исполнении самого Ефремова — девизом не только молодой труппы, но и всего поколения шестидесятников: "Если я честный, я должен".
"Голый король" (1960)
С первых дней существования "Современник" был и остается актерским театром. В 1960 году в спектакле "Голый король" открылось ярчайшее дарование Евгения Евстигнеева. Пьеса драматурга Евгения Шварца пролежала под сукном 30 лет, прежде чем завлит театра и начинающий постановщик Маргарита Микаэлян принесла её Ефремову.
Вместо детской сказки получилась смелая, злободневная постановка. Премьеру играли на гастролях в Ленинграде, все билеты раскупили в первый же день, а успех превзошел любые ожидания. Смех и аплодисменты заглушали реплики актеров, толпа жаждущих увидеть "Голого короля" выламывала двери в зрительный зал. Усмирять театралов вызывали конную милицию.
Конечно, такой ажиотаж не могли не заметить власти. Наутро после возвращения с гастролей худсовет "Современника" вызвали в Коллегию Министерства культуры. Говорят, разъяренный министр Николай Михайлов кричал: "Кто поставил эту пьесу? Кто разрешил? Кто вы такие?" Театр лишили площадки, он оказался на грани закрытия. Но "Современник" выстоял, и "Голый король" с неизменным успехом шел 20 лет.
"Обыкновенная история" (1966)
Рожденный как Студия молодых актеров, "Современник" всегда оставался площадкой для экспериментов. Нынешний руководитель театра Галина Борисовна Волчек пришла сюда актрисой, но вскоре проявила себя как талантливый режиссер. В 1966 году она поставила пьесу по роману Гончарова "Обыкновенная история", доказав, что в "Современнике" есть место и классическим авторам.
Спектакль стал знаковыми для театра и для самой Волчек, за него в 33 года она была удостоена Государственной премии СССР. А зрители до сих пор с восторгом вспоминают блистательный дуэт молодых Олега Табакова и Михаила Казакова.
"Крутой маршрут" (1989)
В 1970 году из театра ушел один из его основателей и художественный руководитель Олег Ефремов, уведя за собой во МХАТ часть ведущих актеров труппы. "Современник" возглавила Галина Волчек, которая и по сей день верна принципу: театр должен чувствовать, угадывать время и отвечать на его запросы. В переломный для страны 1989 год она поставила пьесу, которая уже четверть века остается визитной карточкой "Современника".
"Крутой маршрут" по автобиографическому роману Евгении Гинзбург — "поминальная молитва" по жертвам сталинских репрессий. Их филигранно исполняют Марина Неелова, Алла Покровская, Лия Ахеджакова, Нина Дорошина, Людмила Крылова, Тамара Дегтярева, Марина Хазова и Людмила Иванова. В огромной клетке-тюрьме эти женщины на глазах у зрителей проживают все ужасы эпохи культа личности — допросы и пытки, унижения и страх, жестокость и отчаяние. Несмотря на это, главное послание "Крутого маршрута" звучит почти в каждом диалоге: даже в этом аду, где человеческая жизнь не стоит ничего, можно сохранить достоинство и веру в справедливость.
"Трудные люди" (1992)
Были в репертуаре "Современника" и сильные комедийные постановки. Хотя комедиями их можно назвать лишь с долей условности. В 1992 году Галина Волчек поставила пьесу на тот момент практически неизвестного в России израильского драматурга Йосефа Бар-Йосефа "Трудные люди".
Трагикомичная история о сватовстве немолодой британской еврейки Рахель и мрачного вдовца из Иерусалима Элиезера разворачивается в одной комнате и заставляет смеяться до слез, трогает до глубины души. Спектакль продержался в репертуаре театра два десятилетия. Он шел неизменно с аншлагами, безусловно, во многом благодаря звездному составу старшего поколения "Современника": Лии Ахеджаковой, Валентину Гафту, Авангарду Леонтьеву и покойному Игорю Кваше.
"Три товарища" (1999)
В этой постановке по культовому роману Ремарка в полную силу развернулся режиссерский талант Галины Волчек. Ей удалось перенести драму "потерянного поколения" немецкой молодежи, травмированной Первой мировой, в актуальные для российского зрителя сценические образы.
Убедительную игру новой плеяды звезд "Современника" — Александра Хованского, Сергея Юшкевича, Светланы Ивановой и Никиты Ефремова — дополняет блестящее музыкальное и световое оформление. По словам Волчек, её цель как постановщика — "сделать жизнь менее трагичной". Три с лишним часа она заставляет зал снова и снова переживать ужас смерти вместе с героями "Трех товарищей", чтобы в конце убедиться, что жизнь всегда побеждает.
"Шинель" (2004)
От многих других драматических театров "Современник" отличается своей открытостью. Галина Волчек никогда не боялась предоставлять сцену режиссерам со стороны, давая им полную творческую свободу, а потом также радушно отпуская в свободное плавание. Так в афише "Современника" появился один из самых необычных и ярких спектаклей нулевых — "Шинель" в постановке Валерия Фокина.
Хрестоматийная повесть Гоголя получила радикально новое прочтение: Башмачкина играет Марина Неелова, а её единственным "партнером" на протяжении всего часа, что идет спектакль, становится шинель. Герой Нееловой — уже не ничтожный мелочный чиновник, а почти мистический персонаж универсальной притчи о потерянном рае, которым была для него шинель. Постановка получила две премии "Золотая маска" как лучший спектакль малой формы и за лучшую работу художника.
"Голая пионерка" (2005)
Не гонясь за эпатажем, "Современник", тем не менее, не боится острых тем и противоречивых отзывов. В 2005 году на малой сцене состоялась премьера спектакля Кирилла Серебрянникова "Голая пионерка" по одноименному роману Михаила Кононова. Автор долгое время не мог добиться публикации этого текста, также непросто оказалось Серебрянникову найти площадку для постановки. "Современник" откликнулся — и не прогадал.
Спектакль, выпущенный за два месяца до 60-летней годовщины Победы с длинным подзаголовком "Музыкально-батальная мистерия с бодрой войной и чистой любовью, с цирковыми аттракционами и настоящей Любоффь Орловой, а также зафиксированным явлением Пресвятой Богородицы и стратегическими ночными полетами абсолютно голой пионерки!" вызвал негодование блюстителей нравственности еще до премьеры.
Но Чулпан Хаматова в роли пионерки Маши Мухиной, в 14 лет попавшей на фронт и ставшей "женой полка", создала такой непререкаемо чистый образ, что вопросы к патриотический и моральной составляющей постановки отпали сразу.
"Враги. История любви" (2011)
Галина Волчек неоднократно привлекала к сотрудничеству модных иностранных режиссеров. В частности, несколько лет вела переговоры с выходцем из России, а ныне известным израильским постановщиком Евгением Арье. В 2011 году он сделал для "Современника" инсценировку романа Нобелевского лауреата Исаака Башевиса-Зингера.
Сегодня это один из самых популярных московских спектаклей. Арье как будто скроил роли по актерам "Современника". Сергей Юшкевич безупречно убедителен в роли человека, оказавшегося в немыслимой ситуации. Его чудом выживший в холокосте писатель Герман Бродер разрывается между тремя женщинами.
Алена Бабенко, Чулпан Хаматова и Евгения Симонова составляют ему более чем достойную компанию. Благодаря их слаженной игре и гениальной сценографии Семёна Пастуха, закрученная любовная драма превращается в поиски утраченного смысла жизни. Ведь когда все привычные ориентиры смыты войной и кажется, что мир рухнул, полагаться можно только на сердце.
"Игра в джин" (2013)
Залог творческого долголетия "Современника" — в том, что он не перестает развиваться. Но иногда полезно вспомнить, с чего всё начиналось. А начиналось с группы молодых талантливых единомышленников, и огромное счастье для зрителей, что некоторые из них до сих пор служат театру.
В 2013 году Галина Волчек поставила спектакль для таких корифеев "Современника" — Лии Ахеджаковой и Валентина Гафта. В основу легла известная пьеса лауреата Пулитцеровской премии Дональда Ли Кобурна "Игра в джин".
За картами в доме престарелых коротают время два очень разных человека. На старости лет они пересматривают свою жизнь и мучаются вопросом: не прогадали ли они со ставкой? Ведущие артисты "Современника" — его прошлое и настоящее — виртуозно и азартно играют для как всегда полного зала. Нет сомнений, что у этого театра большое будущее.