Похвала Пресвятой Богородице
Этот праздник, совершаемый в 5-ю субботу Великого поста, называют еще Субботой акафиста.
Акафист (от греч.: отрицательная частица "а" и kathizo — сажусь) — это довольно продолжительная хвалебная песнь, во время исполнения которой в храме сидеть не принято.
Самый известный акафист Пресвятой Богородице в древней церкви был создан V — начале VI века предположительно Романом Сладкопевцем. А акафист, ставший основанием великопостного прославления Пресвятой Богородицы, появился в VII веке.
По церковному преданию, когда в 628 году на Константинополь напали персы и скифы. Военный отпор греки дать им не смогли, и после службы перед иконой Божией Матери "Одигитрии" патриарх Сергий взял этот образ и ризу Пресвятой Богородицы, которая хранилась во Влахернском храме, и обошел с этими святынями Константинополь. Когда ризу Божией Матери погрузили в воды Босфорского залива, внезапно поднялась буря и потопила вражеский флот. Осада с Константинополя была снята. В честь этого события и был составлен акафист.
Постепенно, сначала в Константинополе, а потом и по всей Греции сложилась традиция в честь этого события совершать особое богослужение с акафистом Пресвятой Богородице. Повсеместно эта служба стала совершаться с IX века и из Византии перешла в Русскую церковь.
В православной традиции это удивительно теплый, добрый и радостный праздник, словно первая весть о грядущей Пасхе, о конце Великого поста и начале торжества Воскресения Христова.
Преподобный Никита исповедник
Будущий православный святой остался сиротой 8 дней отроду: мать его умерла, а отец постригся в монахи. Воспитала ребенка бабушка. Мальчик с детства прислуживал в церкви. В Мидикийский монастырь, славившийся строгостью устава, он попал по благословению своего духовного отца — отшельника Стефана. Через семь лет его рукоположили в священнический сан, и настоятель, преподобный Никифор, который тогда был уже тяжело болен, зная его святую жизнь, поручил ему управление обителью.
Вскоре слава о высокой жизни насельников монастыря привлекла туда многих, ищущих спасения. Через несколько лет число монахов увеличилось до 100 человек.
Когда преподобный Никифор скончался, братия единодушно избрала игуменом преподобного Никиту.
В те годы, при императоре Льве V Армянине, иконоборчество возобновилось и снова начались гонения на тех, кто отстаивал почитание икон: православных епископов изгоняли и ссылали, в Константинополе в 815 году был созван поместный собор, на котором свергли с престола патриарха Никифора, а на его место избрали мирянина Феодота. На место сосланных и заключенных епископов были также поставлены иконоборцы.
Император призвал к себе игуменов всех монастырей и попытался привлечь их к иконоборческой ереси. В числе призванных был и преподобный Никита, который твердо стоял за православное исповедание. По его примеру все игумены остались верны почитанию святых икон, за что оказались в темнице. Преподобный Никита мужественно претерпевал все испытания и поддерживал твердость духа в других заключенных.
Тогда император и лжепатриарх Феодот решили пойти на хитрость: упорствующим объявили, что император дарует всем свободу и разрешает поклонение иконам при одном условии — если они примут причастие от лжепатриарха.
Преподобный Никита долго сомневался, но другие узники упросили его причаститься вместе с ними, и, уступая им, он пошел в храм, где для обмана исповедников были выставлены иконы, и принял причастие. Но когда он вернулся к себе в монастырь и увидел, что гонение на иконы продолжается, то вернулся в Константинополь и начал публично обличать иконоборческую ересь.
Естественно, такое поведение не осталось безнаказанным — преподобный Никита вновь оказался в темнице, где, перенося голод и скорби, пробыл шесть лет, до кончины императора Льва.
Умер преподобный Никита в 824 году, уже при новом императоре Михаиле. Тело святого было с почестями погребено в монастыре.