Рейтинг@Mail.ru
Два года гражданской войны. Итоги - РИА Новости, 26.05.2021
Регистрация пройдена успешно!
Пожалуйста, перейдите по ссылке из письма, отправленного на

Два года гражданской войны. Итоги

© AFP 2024 / Vasily MaximovВид на улицу Крещатик в Киеве, Украина. Архивное фото
Вид на улицу Крещатик в Киеве, Украина. Архивное фото
Читать ria.ru в
Дзен
О том, что предшествовало началу гражданской войны на Украине и каковы итоги минувших с того момента двух лет, размышляет Захар Виноградов.

Захар Виноградов, РИА Новости

Гражданская война, которую украинские власти называют "антитеррористической операцией", стала возможной потому, что амбиции нескольких кабинетных политиков оказались для них важнее жизней людей. Некомпетентность власти и ее упрямство привели к чудовищным ошибкам.

В те дни два года назад

Ровно два года назад, 14 апреля 2014 года, на Украине началась гражданская война. В тот день на сайте президента Украины был опубликован текст указа № 405/2014: "Ввести в действие решение Совета национальной безопасности и обороны Украины от 13 апреля 2014 г. "О неотложных мерах по преодолению террористической угрозы и сохранению территориальной целостности Украины". Указ вступал в действие со дня опубликования. Его подписал исполнявший тогда обязанности президента страны и спикер Верховной рады Украины Александр Турчинов.

Председатель Верховного совета ДНР Борис Литвинов
Председатель ВС ДНР: с Киевом нас разделяют базовые принципы
Спустя несколько месяцев после начала гражданской войны на востоке Украины мы вместе с украинским коллегой встретились в Донецке с активным участником тех событий, бывшим тогда председателем Верховного совета Донецкой народной республики Борисом Литвиновым.

По словам Литвинова, за неделю до объявления "антитеррористической операции", то есть 6 апреля 2014 года, жители Донецка и Донецкой области (примерно 10—15 тысяч человек) собрались на главной площади города и избрали Верховный совет республики.

"Донецкий областной совет к тому времени дискредитировал себя в глазах населения, — вспоминал Литвинов. — Еще в феврале (2014 года — Ред.), когда в Киеве такой же в принципе митинг назначил простым голосованием нынешнее правительство Украины,… мы, население Донецкой области, в ходе собраний и митингов обратились к своим областным депутатам с требованием не признавать такие решения. Но депутаты нас не услышали, отговаривались тем, что все решается в Киеве. И тогда митинг у здания областной администрации по тому же сценарию, что и в Киеве, избрал свой Верховный совет".

По словам Литвинова, причиной создания собственных органов управления были принципиальные расхождения жителей Донбасса с тем, что провозглашали участники госпереворота в Киеве.

Чего хотели "мятежники" в регионах Украины в апреле 2014 года

В те же дни подобные собрания граждан проходили в других регионах, например в Харькове и Одессе.

В Одессе местные "террористы", как называл их тогда Турчинов, требовали федерализации страны, то есть расширения прав местных органов власти, а также придания русскому языку статуса второго государственного, проведения судебной реформы, сохранения большей части местных доходов, выборности губернаторов, отмены пенсионной реформы.

По сути, все эти требования были тогда вполне исполнимы, более того, в значительной части они и составляют суть государственной и административной реформы, которую ведет нынешняя власть в стране.

И тогда еще в Донбассе не было ни отрядов ополченцев, ни вооруженных добровольцев с обеих сторон. Еще вполне можно было договориться.

Призрак непризнания власти бродил по Украине

Конечно, в тех митинговых заявлениях было много наивности, революционной романтики. Но, что важно, все эти требования на первоначальном этапе не затрагивали целостности государства.

Премьер-министр Украины Арсений Яценюк на заседании Верховной рады Украины. Архив
Киевский Майдан неизбежно уничтожит всех своих детей
В некоторых случаях, как, например, в Донецке и Луганске, речь шла лишь о проведении референдумов, на которых местные активисты предлагали гражданам высказать свое мнение о будущем своего региона — входить в состав РФ, сохраниться в составе Украины в виде автономного образования и т.д.

18 апреля и. о. президента Александр Турчинов и руководитель правительства Украины Арсений Яценюк, после заявлений представителей международных организаций, потребовавших остановить эскалацию вооруженного конфликта между центральной властью и регионами, опубликовали на сайте Верховной рады совместное заявление об урегулировании ситуации в восточных регионах.

"Руководство государства при поддержке большинства в Верховной раде Украины приложит все усилия к безотлагательному рассмотрению соответствующих изменений в Конституции Украины и проведению в Украине реформы местного самоуправления и организации власти в регионах", — заявили они через 4 дня после официального начала АТО.

Эта реформа, по словам тогдашних руководителей государства, предполагала предоставление права местным властям придания русскому и другим языкам статуса официальных наравне с украинским, замену областных и районных государственных администраций избираемыми на прямых выборах советами и исполнительными комитетами и т.д.

Но вместо реформ началась война. Почему?

Потому что у центральной власти на Украине на тот момент не было авторитета в регионах, не было иных способов влияния на ситуацию, кроме применения Вооруженных сил Украины (ВСУ). И еще был страх потерять власть и над отдельными регионами, и в целом над страной. Кроме того, пример вышедшего из состава Украины Крыма пугал украинскую власть.

Захваченная в результате госпереворота власть превращалась в призрак власти. Сохранить ее при помощи убеждения и проведения реформ у тогдашнего руководства страны не получалось. Делать этого они не умели и не хотели. Для них было проще применить силу.

И уже 22 апреля на сайте Верховной рады было опубликовано заявление и. о. президента Украины Александра Турчинова с требованием к силовым структурам возобновить проведение "результативных антитеррористических мероприятий для защиты от террористов украинских граждан, проживающих на востоке Украины". Поводом для этого заявления послужили так и не раскрытые до сих пор убийства двух противников федерализации.

Мог ли Порошенко остановить войну?

После объявления результатов президентских выборов 26 мая 2014 года Петр Порошенко мог остановить войну. И весной 2014 года в своих программных заявлениях он прямо говорил об этом:

"Использую в полной мере весь свой ​​дипломатический талант и опыт, чтобы обеспечить деэскалацию конфликта, избежать войны и сохранить мир, найти приемлемые способы сотрудничества с Россией, в первую очередь экономического — но с учетом необратимости нашего европейского выбора и территориальной целостности Украины".

Однако в первые же дни после выборов, еще не пройдя инаугурации, Порошенко провел совещание с силовыми структурами страны и поставил задачу освободить мятежные территории от "террористов" в течение ближайших дней, до своего официального вступления в должность президента 7 июня 2014 года.

2 июня украинские силовики совершили первый авианалет на Луганск, в результате которого погибли 8 человек, один из них — министр здравоохранения ЛНР Наталья Архипова.

Мог ли Порошенко поступить иначе? Мог. Почему не поступил?

Думаю, Порошенко просто не захотел никого просить, решил, что проблему ему, как легитимному главе государства, проще решить силовым путем, чем в результате утомительных переговоров. Имея опыт в бизнесе, он применил его в управлении страной: поспешил избавиться от рискованных активов — мятежников и "террористов".

Тогда ему казалось, что проблему можно решить за несколько дней. Но как мы знаем, Порошенко катастрофически просчитался.

Что сегодня?

По данным ООН на 23 марта 2016 года, жертвами конфликта на Украине стали 30 346 человек: более 9 тысяч были убиты, и более 21 тысячи — ранены (включая гражданское население), число беженцев превысило 2,3 млн человек.

Несмотря на усилия международных политических институтов, правительств ряда стран, прежде всего России, Франции и Германии, которые вместе с Украиной составили так называемую нормандскую четверку, которая ищет пути урегулирования гражданской войны на востоке Украины, вооруженный конфликт продолжается. Минские соглашения, которые были выработаны "нормандской четверкой" в феврале прошлого года, по сути, так и не стали реальностью.

Почти каждый день гибнут люди. Гуманитарная катастрофа, в результате которой миллионы жителей Донбасса остались без жилья, без средств к существованию, не прекращается вот уже два года.

И, если честно, сегодня нет никаких предпосылок, никаких фактов, свидетельствующих о том, что гражданская война на Украине может прекратиться в ближайшие недели или месяцы.

 
 
 
Лента новостей
0
Сначала новыеСначала старые
loader
Онлайн
Заголовок открываемого материала
Чтобы участвовать в дискуссии,
авторизуйтесь или зарегистрируйтесь
loader
Обсуждения
Заголовок открываемого материала