С.-ПЕТЕРБУРГ, 14 апр — РИА Новости. Система "Платон" не противоречит Конституции РФ, считает официальный представитель Совета Федерации в КС, руководитель аппарата комитета Совфеда по конституционному законодательству Петр Кучеренко.
Конституционный суд России рассматривает в четверг вопрос о соответствии основному закону нормативных актов, устанавливающих взимание платы за проезд большегрузных автомобилей по федеральным трассам в рамках системы "Платон". С жалобой в суд обратились 92 депутата Госдумы от фракции КПРФ. Коммунисты полагают, что плата через систему "Платон" ("плата за тонны") противоречит федеральному Налоговому кодексу и не отвечает конституционным требованиям справедливости, соразмерности и экономической обоснованности. Заявители считают, что нормы о такой плате и уклонении от неё должны устанавливаться федеральными законами, а не постановлением правительства, как это было сделано.
"Проведённый анализ и сформулированные на его основании правовые аргументы позволяют сделать вывод, согласно которому федеральный законодатель, по мнению Совета Федерации, не нарушил конституционные критерии законно установленных налогов и сборов применительно к неналоговым сборам", — сказал Кучеренко на заседании КС.
Он отметил, что, оспаривая конституционность установленной административной ответственности за движение большегрузных автомобилей по дорогам без оплаты или с нарушением порядка оплаты, заявители обосновывают нарушение Конституции РФ тем, что такая ответственность, по их мнению, установлена не законом, а постановлением правительства РФ.
Между тем, эта административная ответственность, предусмотренная статьей 12.21.3 КоАП, установлена за нарушение нормы федерального закона, сказал он.
"Таким образом, оспариваемые положения федеральных законов в обозначенном заявителями аспекте, по мнению Совета Федерации, не противоречат Конституции РФ", — отметил представитель Совфеда.
Кучеренко также подчеркнул, что плата в рамках системы "Платон" по существу является неналоговым платежом, предназначенным для возмещения финансовых затрат на ремонт и содержание автомобильных дорог в целях возмещения вреда в связи с причинением автомобильным дорогам общего пользования федерального значения транспортными средствами, имеющими разрешенную максимальную массу свыше 12 тонн. Она имеет целевую направленность, поскольку предназначена для возмещения особых расходов публичной власти по содержанию, ремонту, реконструкции и строительству федеральных автомобильных дорог, сказал представитель Совфеда.
Он напомнил, что КС ранее признавал нормативное правовое регулирование платежа не противоречащим конституции РФ на том основании, что общие принципы обложения таким сбором и ряд его существенных признаков, в частности, плательщики, объект обложения и облагаемая база установлены непосредственно законом.
"Оспариваемыми положениями федерального закона установлены такие существенные признаки платы", — подчеркнул Кучеренко.
Он также отметил, что закон "Об автомобильных дорогах" определяет круг вопросов, по которым правительство вправе принимать нормативные акты в сфере автодорожного хозяйства. —0-