Фёдор Лукьянов, директор по научной работе Фонда клуба "Валдай"
10 апреля в преддверии встречи глав МИД стран "семёрки" министр иностранных дел Германии Франк-Вальтер Штайнмайер заявил о возможном возвращении России в состав G8. Необходимость этого он аргументировал тем, что "ни один серьезный международный конфликт невозможно решить без участия России". Однако нужно ли это самой России?
Но тут возникает вопрос — как открыть новую страницу в отношениях с Россией? Заявления со стороны главы МИД Германии Франка-Вальтера Штайнмайера или японского премьер-министра Синдзо Абэ свидетельствуют скорее об отсутствии реального понимания того, что происходит, и нехватке воображения у западных лидеров.
На практике воссоздание "восьмёрки", на мой взгляд, крайне маловероятно, а самое главное — просто не нужно.
Эпоха "восьмёрки" и интеграции в расширенный Запад
"Восьмёрка" отражала определённую эпоху, когда Россия действительно стремилась интегрироваться в так называемый расширенный Запад (Extended West). Почему не получилось? Что пошло не так? Это уже другая тема. Самое главное — этого не произошло.
То, что мы не вписываемся в западное сообщество, стало понятно довольно давно. Несовпадения во мнениях, дипломатические столкновения между Россией и Западом начались задолго до украинского кризиса — последний просто довёл наши противоречия до кульминации, подвел черту под прежними отношениями.
Закрытый клуб западных стран
Соответственно, сейчас, когда мы имеем то, что имеем, на мой взгляд, никакого смысла в восстановлении "восьмёрки" нет.
Это не нужно "семёрке", которая сейчас вернулась в более единообразный и понятный формат — клуб западных стран. Почему туда входила Россия, никто никогда внятно объяснить не мог.
Это не нужно и России. Теперь понятно, что этот клуб никогда не станет "мировым правительством", как когда-то замышлялось. Это мощные страны, оказывающие большое влияние на мировую ситуацию, но не те, кто решает в своем кругу судьбы мира.
Кто войдёт в "мировое правительство"?
Если гипотетически говорить о некоем органе глобального масштаба, то это, конечно, не "семёрка" и не "восьмёрка", — это "двадцатка". И она будет развиваться, поскольку представительна и потому более легитимна. В неё входят страны, которые обладают, так скажем, пакетами акций в системе глобального управления.
И именно в "двадцатке" России надо оставаться и активно работать вместе с другими странами БРИКС и западными странами. Это имеет перспективу.
Попытка использовать приманку воссоединения "восьмёрки" как инструмент воздействия на Россию бессмысленна. Какую роль Россия в ней будет играть? Этого не понимает никто.
Считаю, что России не стоит предпринимать никаких усилий по возвращению в "восьмёрку" или вписывать эту цель в свои стратегические планы.
Это не значит, что наша страна должна враждовать с Западом, но систему отношений надо менять. России не нужно пытаться вписываться в западную иерархию.