Картину мира из космоса нередко противопоставляют религиозному мировоззрению. Но не когда речь идет о буддизме: отношения с наукой у этой религии самые дружные. О причинах, побуждающих человечество осваивать космос, о связанных с этим процессом нравственных вопросах и необходимости беречь Землю, о происхождении мира и вероятности разумной жизни на других планетах, о параллельных мирах и буддийском подходе к инопланетянам рассказал в эксклюзивном интервью РИА Новости представитель Далай-ламы XIV в России и странах СНГ, Верховный лама Калмыкии Тэло Тулку Ринпоче. Беседовала Ольга Липич.
- Буддисты тесно взаимодействуют с учеными и придают особое значение мотивации. Освоение космоса – ради самого процесса познания или ради конкретной пользы для человека?
— Думаю, и то и другое. Нам необходимо проводить исследования, если мы хотим сохранить нашу планету и хотим, чтобы она процветала. Хотя на первый взгляд может показаться, что фундаментальные научные исследования, в том числе и космические исследования, не приносят непосредственных практических результатов, в конечном итоге они служат на благо всего человечества. Развивая знание, устанавливая причинно-следственные связи, ученые способствуют устранению неведения и тем самым приносят пользу людям.
Не случайно духовный лидер последователей тибетского буддизма Далай-лама XIV вот уже 30 лет ведет диалог с западными учеными. Эти встречи, начинавшиеся как частная инициатива Его Святейшества, который с раннего возраста живо интересовался наукой, вылились в создание института "Ум и жизнь". Институт занимается изучением человеческого ума и ежегодно проводит большие конференции, в которых принимают участие ведущие специалисты в области физики, нейробиологии, медицины и других областей науки. По воспоминаниям Далай-ламы, когда проводились первые подобные встречи, их участники смотрели друг на друга с любопытством и осторожностью. Ведь тибетские монахи никогда прежде не общались с западными учеными, для которых, в свою очередь, Далай-лама представлялся загадочным существом из таинственной страны. "Но постепенно, в ходе общения мы лучше узнавали друг друга. Мы увидели, что мы одинаковы ментально, эмоционально, физически. А кроме того, выяснилось, что и ученые, и я разделяем общую тревогу о человечестве, о его будущем", — говорит Его Святейшество.
Буддийская мысль веками изучала внутренний мир человека, устройство ума, а западная наука обладает огромными познаниями о внешнем мире. Объединив достижения "внутренней" и "внешней" науки, мы сможем сделать мир лучше.
- Насколько оправдано использование космоса в военных целях?
— На мой взгляд, использованию космоса в военных целях нет оправдания. Мы и так ведем войны всеми возможными способами — на суше, на море, в воздухе. Неужели этого недостаточно и нужно распространять свои милитаристские амбиции в космос? Сегодня людям жизненно необходимо задуматься о полной демилитаризации своей планеты. Эта задача может показаться невыполнимой. И тем не менее пусть не сразу, постепенно, но мы сумеем этого добиться. Я в этом убежден.
Вспомните времена Михаила Горбачева и Рональда Рейгана. Кто мог тогда поверить в возможность взаимного сокращения ядерных вооружений? И все же, понимая, что имеющийся ядерный потенциал может принести гибель не только их странам, но и всему миру, советский и американский руководители сели за стол переговоров и в результате достигли договоренностей о сокращении ядерных вооружений. И это стало доказательством того, что мы можем мирно сосуществовать. Поэтому сегодня, вместо того чтобы использовать космос в военных целях, лучше постараться расширять мирные инициативы здесь, на Земле.
- Еще о нравственности в космосе. Возможно ли в скором будущем распространение погони за ресурсами, полезными ископаемыми и большими деньгами на другие планеты?
— Природные ресурсы необходимы человечеству для выживания. Но нужно помнить, что использование ресурсов только лишь для извлечения прибыли может быть очень опасным. Думать лишь о собственной наживе крайне недальновидно. Мы должны проявить мудрость и постараться обеспечить равновесие между удовлетворением своих насущных потребностей и сохранением природы. Необходимо оценить запасы природных ресурсов и изучить доступные альтернативы.
Если в поисках альтернативных источников природных ресурсов мы отправимся на другие планеты, но при этом нами будет двигать стремление к личному обогащению, то это будет безнравственно и абсолютно неприемлемо. Если же, напротив, мы будем изучать космос и другие планеты, чтобы лучше познать природу Вселенной в интересах всего человечества, то это может быть оправдано с нравственной точки зрения.
Кроме того, исследуя другие планеты, следует позаботиться о том, чтобы не нанести ущерб тем формам жизни, которые, возможно, на них существуют. Если представить, что нам понадобится отправиться за какими-то ресурсами к другим планетам, если у нас будут для этого технические возможности, то нужно в первую очередь удостовериться, есть ли на этих планетах какие-то формы жизни. И если они есть, к ним нужно проявить уважение и ни в коем случае не применять насилия.
- В связи с вышеупомянутым – нужна ли охрана космоса и других планет от загрязнений человеком?
— Охрана окружающей среды, будь то на Земле или в космосе, — это насущная необходимость. Не нужно быть специалистом в области экологии или ученым, чтобы заметить разрушительное воздействие нашей деятельности на природу. Очевидно, например, что происходят изменения климата. Там, где раньше был сухой климат, вдруг случаются наводнения. В местах, где зима была обычно теплой, год за годом ударяют настоящие морозы, и, наоборот, там, где всегда было холодно, становится заметно теплее. Это все признаки нарушений в экосистеме. И мы должны всерьез задуматься, что можно сделать, чтобы если не полностью остановить, то хотя бы смягчить последствия этих изменений.
Вопросы экологии волнуют буддийских духовных лидеров. Например, Кармапа Оргьен Тринлей Дордже считает защиту окружающей среды одним из своих главных обязательств. Некоторое время назад он основал сеть "Кхорьюг" (на тибетском — окружающая среда), объединившую тибетские буддистские мужские и женские монастыри, основной целью которых является сохранение природы Гималаев. По словам Кармапы, эти экологические усилия представляют собой "эволюцию от просветленного устремления к просветленному действию", большой шаг вперед не только для последователей буддизма, но и для всего человечества в целом.
И на конференциях института "Ум и жизнь", о котором я уже упоминал, часто обсуждают вопросы экологии. Так, в 2011 году на встрече с участием Далай-ламы говорили об экологии, этике и взаимозависимости. Все докладчики подчеркивали глубокую взаимозависимость между личным выбором каждого человека и последствиями планетарного масштаба. Чтобы сохранить наш общий дом, нам потребуется изменить свой привычный образ жизни. И, разумеется, на других планетах мы ни в коем случае не должны повторять ошибки, которые допустили в прошлом у себя на Земле. Частично прошлые ошибки можно оправдать отсутствием у людей знаний. Но сегодня, когда в нашем распоряжении замечательные достижения современной научной мысли, мы просто не имеем права вести себя безответственно, будь то на Земле или в космосе.
- Возможно ли существование жизни на других планетах и каковы для вас критерии живого?
— Я уверен (хотя и не могу этого научно доказать), что существуют еще неизвестные нам планеты, на которых есть жизнь. Что это за жизнь, какова ее форма, я не могу сказать. Обычно, когда мы говорим об инопланетянах, то на ум приходит вполне определенный образ. Однако в действительности они могут оказаться совсем другими. Какими? Я не знаю. Но я совершенно уверен, что они где-то есть.
Что касается вопроса о критериях живого, то для меня жизнь — это любые организмы, не только из плоти и крови, но также деревья и растения например.
- Что вы думаете о космическом туризме?
— Здесь важно понять, какая за этим стоит мотивация. Целью космического туризма не должно быть стремление просто заработать как можно больше денег. Развивая космический туризм, необходимо подумать о том, какими могут быть отдаленные последствия нашей деятельности для окружающей среды, для планеты в целом, позаботиться о безопасности людей и их семей, о безопасности самих космонавтов. Нужно многое изучить и исследовать.
Уже несколько человек побывали в космосе как космические туристы. Отчасти эти полеты должны послужить источником средств для поддержания работы российской космической станции и продолжения научных проектов, на которые уже было потрачено столько сил столь многих людей. Я думаю, что космический туризм можно считать в какой-то степени вынужденной мерой. И если он позволяет продолжать проводить научные исследования в космосе, то я могу это понять.
Но если космический туризм превратится в средство достижения славы, самоутверждения, я буду относиться к нему как к довольно сомнительному предприятию, вызывающему много вопросов. Самое главное — это мотивация. Стоит ли за космическим туризмом жажда наживы или стремление содействовать развитию научной мысли? Вот что важно.
- В случае экологической катастрофы, перенаселения Земли, будет ли положительным создание колоний людей на других планетах?
— Мы не располагаем достаточными знаниями для того, чтобы судить, есть ли вообще возможность создать колонии людей на других планетах. Но, как я уже говорил выше, пока катастрофа еще не наступила, мы должны очень серьезно задуматься о том, чтобы по возможности исправить положение дел здесь, на Земле.
Возможно, нам следовало бы поучиться бережному отношению к окружающей среде у тибетцев, которые веками сохраняли хрупкое природное равновесие на Тибетском нагорье. Как вспоминает Его Святейшество Далай-лама, живя в Тибете, он без опаски мог пить воду из любого ручья, настолько она была чистой. Но, попав в Индию, он с удивлением обнаружил, что вода может быть загрязненной и служить источником болезней. Так что не надо ждать, пока наука сделает возможным расселение людей на другие планеты, продолжая безрассудно уничтожать наш единственный дом. Одному человеку не под силу изменить мир, но ему под силу изменить себя. Если каждый из нас станет ответственно относиться к природе, то мы сумеем продлить жизнь на этой планете.
- Вы сказали, что верите в существование жизни на других планетах. А как она могла появиться, на ваш взгляд?
— Думаю, что зарождение жизни на других планетах произошло примерно так же, как на Земле, не в точности так же, но похожим образом. Наша Вселенная возникла в результате Большого взрыва. Я думаю, должны быть и другие Вселенные, у которых тоже были свои Большие взрывы.
- Верите ли вы в возможность существования внеземных разумных цивилизаций в осязаемом нами мире, в нашем пространстве и времени или в том, что принято называть параллельными мирами?
— Да, я верю в возможность существования внеземных цивилизаций как в нашем пространстве и времени, так и в параллельных мирах. Конечно, это лишь мое мнение, у меня нет никаких научных доказательств.
- Обрадуетесь ли вы или испугаетесь, если узнаете о существовании инопланетян или встретитесь с ними?
— Я думаю, обрадуюсь. Вы знаете, я размышлял об этом. У меня от природы пытливый ум, и подобное известие — о существовании инопланетян, — разумеется, подстегнет мое любопытство, мне захочется узнать о них больше.
- А что если вы столкнетесь с инопланетянами, которые пришли, чтобы завоевать нашу планету, как в известной фантастике?
— Честно говоря, я не думаю, что инопланетные существа прибудут на Землю, чтобы завоевать ее силой. Ведь если бы у них были такие намерения, они уже давно пришли бы и захватили нашу планету. В прошлом люди неоднократно сталкивались с НЛО, видели инопланетян, которые прибывали на Землю на короткое время.
- А вы считаете, что все эти рассказы заслуживают доверия, что это не просто выдумка или игра воображения?
— Конечно, многие из тех, кто описывал свои встречи с инопланетянами, выдумали их. По разным причинам, например, чтобы прославиться. Однако я считаю, что есть и такие рассказы, которым вполне можно доверять, поскольку они звучат по-настоящему убедительно.
- Как отличить инопланетян от демонов?
— Вообще-то, по внешнему облику отличить инопланетянина от демона невозможно. Ведь и среди землян попадаются дурные люди. Как узнать, кто перед тобой: хороший человек или плохой? Единственный способ разобраться — постараться узнать его поближе. Что же касается инопланетян, то мы не должны строить преждевременные догадки о том, добрые они или злые. Почему инопланетяне должны быть похожими на демонов или вести себя как демоны? Они вполне могут оказаться добрыми, любящими существами. Нам о них ничего неизвестно.
- Внеземная жизнь, особенно если она окажется разумной и высоко развитой, может ли представлять угрозу для землян физически и духовно (для традиционных религий)?
— Как я уже сказал, до тех пор, пока мы их не нашли, разве можем мы судить о них или делать какие-то выводы? Для того чтобы решить, что нечто представляет для нас опасность, необходимо прежде собрать и изучить информацию. Если же говорить о религиях, то вряд ли обнаружение внеземной жизни станет для них угрозой. Во всяком случае, не для буддизма. В буддийской космологии и так признается существование самых разных миров. Так что, если мы найдем внеземную жизнь, это не вступит в противоречие с буддийскими представлениями.
- Ожидаете ли вы что-то от экспедиции на Марс — возможности обнаружения жизни на Марсе?
— Я очень надеюсь, что эта экспедиция принесет нам новые открытия, поможет продвижению науки. Люди отправляются на Марс, чтобы лучше его изучить и постараться ответить на вопрос о том, была ли там когда-нибудь жизнь, а возможно, найти живые организмы. Было вложено столько сил и средств в организацию и подготовку космонавтов, которые отправятся к этой планете, и мы, естественно, ожидаем, что они сделают удивительные открытия. Я очень надеюсь, что они смогут вернуться, что эта экспедиция откроет перед нами новые горизонты, поможет узнать много нового о других планетах.
- А что, если они не вернутся? Ведь это очень опасное предприятие.
— Что бы мы ни делали, мы никогда не можем быть на сто процентов уверены в успешном исходе. Жизнь полна риска, у нас нет никаких твердых гарантий. Нам кажется, что отправиться на Марс — это рискованное предприятие. Но разве мы не подвергаемся опасности каждый день, просто выходя из дома? С нами может случиться что угодно: мы можем попасть в аварию, нас может укусить животное, мы можем столкнуться с агрессивным поведением другого человека. Поэтому нельзя утверждать, что жизнь на нашей планете безопаснее, чем жизнь на других планетах. В каком-то смысле поездка на машине может быть опаснее, чем полет на космическом корабле. Возможно, нам кажется, что на Земле мы в большей безопасности, поскольку здесь все для нас знакомо, а про космос и другие планеты мы пока еще знаем не слишком много.
- Истинные последователи вашей религии бывали в космосе?
— В начале восьмидесятых на советскую орбитальную станцию летал монгольский космонавт Жүгдэрдэмидийн Гүррагчаа. Он буддист. Не так давно он встречался с Его Святейшеством Далай-ламой и рассказывал ему в том числе и о своем полете в космос. По его словам, любуясь нашей голубой планетой с орбиты, человек с необычайной остротой ощущает, насколько она хрупкая. Это незабываемое впечатление, и потому все, кто побывал в космосе, впоследствии уделяют особое внимание экологическим инициативам.
Это если говорить о полете в космос при помощи технических средств. Если же имеется в виду путешествие в пространстве при помощи медитации, то тут я не могу сказать ничего конкретного. Но в целом для человека, достигшего пробуждения, нет ничего невозможного.