Святитель Евстафий Исповедник, епископ Вифинийский
Кроткий, мудрый, исполненный любви к Богу и ближним инок Евстафий, став епископом Вифинии, римской провинции на северо-западе Малой Азии, во время иконоборческих гонений открыто встал на защиту икон. На него донесли. А дальше — тюрьма, побои, лишение кафедры и ссылка. После трех лет оскорблений, лишений, голода и нищеты святой исповедник скончался.
Но откуда вообще возникло в христианской, казалось бы, стране жестокое преследование христиан только за то, что они чтят свои святыни? Причины тут не столько церковные, сколько политические.
При императоре Юстиниане II духовенство в Византии занимало высшие государственные должности вплоть до министра финансов. И это неизбежно низводило его до положения политической партии и притом далеко не популярной. Естественно, политические противники выдвинули анитиклерикальную программу, настаивая на "светскости" государства и, по возможности, "секуляризации" самой Церкви. И главными врагами этого нового направления стали монахи — как сила, способная оказать наиболее упорное сопротивление.
В те времена обычный византиец был благочестив, и строго соблюдал церковные обряды. Иконоборцы же щеголяли своим равнодушием к ним. Тот, кто проводил ночи в храме на молитве, уже считался у них неблагонадежным. А участвовать в кутежах, ругаться и божиться, брить бороду — было хорошим тоном. Порывая с традициями и вступая в борьбу с иконопочитанием, императоры-иконоборцы хотели, не отрекаясь вроде бы от христианства, свести его видимое присутствие в жизни общества к минимуму.
Вообще-то грубое языческое почитание изображений было чуждо и отцам церкви. Когда Констанция, жена императора, обратилась к Евсевию Кесарийскому с вопросом, где можно найти телесный образ Христа, тот ответил, что истинный Его образ всякий христианин должен носить в своем сердце. А Серен, епископ Марсельский, в 598 году, видя неразумное обоготворение своею паствою икон, сорвал их и выбросил вон из церкви, чем произвел большой соблазн в народе. Но когда весть об этом дошла до Григория Великого, он направил Серену послание, в котором… похвалил епископа за ревность, хотя и не по разуму, но потребовал утишить соблазн, произведенный в пастве, и восстановить иконы, которые даны неграмотным людям вместо книги, и объяснить народу, как правильно следует их чествовать.
Конечно, поводы для беспокойства были, хотя порой причиной всему была теплая детская вера. Святой Феодор Студит не осудил, а похвалил за ревность одного вельможу, избравшего икону великомученика Димитрия крестным отцом своему сыну. Но чаще всего это было грубое извращение церковного обряда, когда чествование икон приближалось к идоропоклонству. Поэтому и на Востоке нашлись епископы вроде Серена Марсельского, считавшие, что ни учение веры, ни подобающая честь святым не потерпят ущерба от отмены икон, зато церковный обряд приблизится к идеалу поклонения Богу в духе и истине.
Но вслед за ними на иконопочитателей ополчились политики, поставившие невежество народа в вину "клерикальному" режиму. Им уже мало было одного низвержения икон, заговорили о секуляризации всего церковного имущества.
В 60-е годы VIII века начались гонения на монахов и монастыри, как якобы рассадники иконопочитания, а заодно и кузницы кадров церковников. Дело шло чуть ли не о полной отмене монашества. Иконоборцы вели себя жестко: монахов принуждали облачаться в светлые одежды и жениться, а отказавшихся ослепляли и ссылали, иногда казнили. Монастыри конфисковывали, устраивали в них казармы для солдат или разрушали.
В провинции инициаторами гонений было начальство, в столице же бесчинствовала науськанная им чернь.
Но в 787 году Седьмой Вселенский собор иконопочетание восстановил, почему же еще 56 лет процветало иконоборчество? Да потому что, разбитое на церковной почве, осталось в силе на политической. Восстановление иконопочитания некоторые иерархи восприняли и как восстановление своего общественного влияния. Опять начались "столкновения интересов", и при императоре Льве V, венчанном на царство в 813 году, партия иконоборцев снова взяла верх.
И все же сторонников у нее было уже гораздо меньше. Да и в элите настроения менялись. В 842 году в Константинополе стараниями императрицы Феодоры был созван собор, окончательно вернувший почитание икон по всей империи, в память о чем каждый год в первое воскресение Великого поста празднуется Торжество Православия.