МОСКВА, 7 апр — РИА Новости. Проект о создании в РФ Национальной перестраховочной компании (НПК) вряд ли будет принят в весеннюю сессию, а внесение в него обязательной нормы о передаче в НПК 10% договоров перестрахования с коммерческого рынка может потребовать повторной процедуры оценки регулирующего воздействия, сообщила заместитель директора департамента финансовой политики Минфина РФ Вера Балакирева.
Вопрос создания в России национального перестраховщика обсуждался на ХХ ежегодной конференции по перестрахованию "Перестрахование — вектор позитива".
НПК должна стать полноценным рыночным игроком с лицензией Банка России, созданная в форме акционерного общества, 100% акций которой будут принадлежать ЦБ РФ. Уставный капитал компании запланирован в размере более 70 миллиардов рублей.
Минфин РФ в ноябре 2015 года внес в правительство РФ законопроект об НПК, из которого была исключена ранее предложенная Банком России норма об обязательной передаче в НПК 10% всех подлежащих перестрахованию рисков в РФ. Однако ЦБ продолжил настаивать на 10%-й цессии.
Ожидания и реальность
Изначально планировалось, что законопроект о создании НПК вступит в силу с января 2016 года. Затем ЦБ рассчитывал на рассмотрение Госдумой данного проекта в весеннюю сессию. Но, по словам Балакиревой, "путь законопроекта будет, наверное, не очень быстрый", и в весеннюю сессию проект об НПК, скорее всего, принят не будет.
Она уточнила, что в настоящее время ведется активная работа над законопроектом о создании НПК в сотрудничестве с Банком России. Директор департамента страхового рынка ЦБ РФ Игорь Жук добавил, что Банк России старается ускорить создание НПК, отметив, что уже подготовлен бизнес-план работы компании на первые три года.
Инвестиционный ресурс
Балакирева подчеркнула, что перестраховочная емкость в России нужна. По её словам, сейчас примерно 70% рисков передается за рубеж, при этом менее одной трети возвращается в Россию в виде выплат.
В Минфине рассчитывают на то, что создание НПК даст дополнительные инвестиционные ресурсы для развития российской экономики. "Надеемся, что это будет инвестиционный ресурс, тот ресурс, который сейчас очень необходим государству", — сказала Балакирева.
Говоря о важности формирования национальной перестраховочной емкости, надо также учитывать, что подобная структура, по словам Балакиревой, необходима "для перестрахования катастрофических рисков, рисков, связанных со строительством крупнейших объектов с участием бюджетного финансирования, с рисками других инвестиционных проектов".
Жук в качестве примера привёл строительство Керченского моста, напомнив, что аналогичные масштабные проекты в условиях действия санкций оказываются без перестраховочной защиты.
Прогнозы и опасения
В Минфине полагают, что создание НПК и обязательная 10%-я цессия приведут к тому, что на рынке нужно будет выстраивать "определенные отношения" заново. Балакирева озвучила некоторые опасения на этот счёт: как обязательная цессия впишется в рыночные отношения, будет ли преодолён конфликт интересов, учитывая, что НПК создаётся, регулируется и контролируется Банком России и так далее.
Вместе с тем, по оценкам Минфина, создаваемая НПК может занять порядка 30% доли на рынке перестрахования.
Что касается конфликта интересов, то заместитель директора департамента страхового рынка ЦБ РФ Светлана Никитина заверила, что самим законодательством предусмотрены механизмы, минимизирующие этот конфликт, и что никаких особенностей регулирования для НПК не планируется.
"Она должна быть членом СРО (саморегулируемой организации — ред.)…. Никаких особенностей по установлению маржи платежеспособности, или ещё чего-то, не планируется…. Это нормальный рыночный игрок, у которого не предполагается никаких дополнительных льгот в смысле регулирования, но предполагаются дополнительные обязанности", — уточнила Никитина.