Олег Назаров, член Зиновьевского клуба МИА "Россия сегодня"
100 лет назад, 2 апреля 1916 года (20 марта по старому стилю), Российская империя заявила официальный протест по поводу действий германо-турецкого флота. Причиной тому стало варварское преступление, совершенное противниками России в Черном море у турецкого местечка Оф, где 30 (17 — по старому стилю) марта германская подводная лодка потопила русский плавучий госпиталь "Португаль". Прогремевшая в 1916 году на весь мир трагедия поучительна и для нас, живущих в ХХI веке.
Турция вступает в войну
К моменту своей гибели судно "Португаль" было в строю уже 30 лет. Его спустили на воду в 1886 году во Франции и до начала Первой мировой войны использовали для перевозки пассажиров.
В результате турецкой атаки на "Португале" погибли два члена экипажа, а сам корабль получил пять пробоин. Вскоре Франция передала судно в распоряжение русского морского министерства. По его решению на корабле был устроен плавучий госпиталь Красного Креста.
Персонал плавгоспиталя включал 3 врачей, фармацевта, заведующего хозяйством, священника, более 20 сестер милосердия, 2 горничных, заведующего бельем и более 50 санитаров. Полный состав экипажа состоял из 243 человек — русских и французов. Французом был и капитан корабля — Леон Дюва.
На "Португале" были оборудованы палаты на 507 человек, операционная, две перевязочные, аптека, походная церковь, лаборатория, дезинфекционная камера, каюты для персонала.
В ноябре 1915 года Россия официально известила Болгарию и Турцию о вводе плавучего госпиталя. 21 декабря 1915 года (3 января 1916 года) правительства этих черноморских государств признали "Португаль" судном, пользующимся покровительством Красного Креста. Знали об этом и в Берлине.
Подлый удар германской подлодки
После взятия Эрзерума (см. подробнее статью "Сказ о том, как русские войска турецкие крепости брали" Кавказская армия генерала Николая Юденича в марте 1916 года находилась на подступах к порту Трапезунд. В ближнем тылу Приморского отряда, наступавшего на Трапезунд, находились раненые бойцы. Причем не только русские воины, но и солдаты противника.
Вывести их должно было госпитальное судно.
С самого утра 17(30) марта "Португаль" с нетерпением ждали сотни раненых. Наконец, окрашенный в белый цвет корабль появился. По свидетельству очевидцев, издалека были хорошо видны громадный красный крест на трубе и флаги Красного Креста.
О том, что произошло дальше, пишет Олег Айрапетов, один из лучших отечественных специалистов по истории Первой мировой войны: "На мостике заметили перископ, но не придали этому значения — судно было официально признано госпиталем немцами, турками и болгарами. Следует отметить, что вместе с русскими перевозились также турецкие и германские раненые. Это не спасло "Португаль" от атаки.
С ближнего расстояния было выпущено 2 торпеды. Одна из них попала в машинное отделение, взорвались котлы, и госпиталь затонул за несколько секунд, в результате из 273 человек, находившихся на "Португале", погибло 113". Остальных спас находившийся поблизости русский эскадренный миноносец.
В числе жертв были и женщины — 14 сестер милосердия и 2 горничные. Погиб и уполномоченный Российского Красного Креста граф Леонид Татищев. "Среди погибших была старшая сестра милосердия баронесса Анна Федоровна Мейендорф, которая в минуту тревоги продемонстрировала потрясающее мужество, — отмечает исследователь Лариса Жигальцова. —
Вопреки всему: грозящей смертельной опасности, запрету старшего врача, который пытался ее вернуть, — она бросилась вниз, на вторую палубу, там располагались каюты медперсонала. Ей удалось разбудить молоденькую медсестру, отдыхавшую в своей каюте и не знавшую о случившемся, отдать ей спасательный пояс, почти вытолкнуть ее по трапу наверх. Сама Анна Федоровна выбраться не смогла".
Так оборвался жизненный путь удивительной женщины, баронессы, которая в качестве сестры милосердия участвовала в борьбе с голодом в Самарской губернии, побывала на Русско-японской войне и Первой мировой.
Российская империя заявила официальный протест по поводу действий германо-турецкого флота. В ноте правительства России говорилось: "Условия, при которых было совершено преступление, исключают всякую возможность ошибки со стороны подводной лодки; злодеяние было сознательно и преднамеренно.
Императорское правительство решительно протестует перед правительствами, с которыми оно находится в состоянии войны, против этого нового нарушения законов и обычаев войны, против постоянного пренебрежения договорами и трактатами. Оно рассматривает это преступление не только как вопиющее нарушение международного права, но и как проявление грубого разбоя, представляя его на суд совести цивилизованных народов".
В ответ на обвинения немцы и турки стали лгать, изворачиваться и фальсифицировать факты. Стоит отметить, что делать это германские пропагандисты умели мастерски задолго до Йозефа Геббельса. Из берлинских коридоров "выпорхнула утка" о том, что "Португаль" якобы буксировал баржу с орудиями и боеприпасами.
Не отставали от немцев и турки. Правительство Османской империи официально заявило о том, что "Португаль" не имел опознавательной раскраски Красного Креста и был атакован как военный транспорт. Это была циничная и наглая ложь, сродни заявлениям нынешнего президента Турции Реджепа Тайипа Эрдогана по сбитому турками в сирийском небе российскому бомбардировщику Су-24.
3(16) апреля 1916 года в ответ на преступное нарушение законов войны и фальсификацию очевидных фактов немцами и турками Главное управление российского Красного Креста прервало всякие контакты с обществами Красного Креста Германии, Австро-Венгрии, Болгарии и обществом Красного Полумесяца Турции — впредь до присоединения их к протесту о потоплении русского госпитального судна.
Гибель парохода "Вперед"
Какие выводы из трагедии сделали для себя турки и немцы, стало окончательно ясно в начале лета 1916 года.
Еще 31 марта (13 апреля) российское общество Красного Креста заявило о том, что потопленному судну "Португаль" будет найдена замена. Ей стал пароход "Вперед". 13(26) мая все работы на нем были завершены, и уполномоченный Красного Креста граф А. Тышкевич официально обратился в МИД с просьбой поставить в известность воюющие с Россией страны о появлении на Черном море нового плавучего госпиталя.
Это, утверждает историк Олег Айрапетов, "было вскоре сделано по надлежащим правилам в отношении как парохода "Вперед", так и другого плавучего госпиталя — "Атене".
В 4:30 25 июня (8 июля) 1916 г. "Вперед" вышел из Батума в Трапезунд за ранеными. В 9:35 немецкая субмарина без какого-либо предупреждения опять торпедировала и потопила русский плавгоспиталь. "Вперед" был потоплен в 32 милях от Батума и в 2 милях от берега, напротив Ризе. Основанием была та же легенда о буксировке военных барж (отметим, что Ризе находился уже в русском тылу).
Так как на порядочность германских подводников уже особенно не полагались, "Вперед" находился в постоянной готовности к атаке. Перископ был замечен раньше, чем лодка сделала залп, в результате чего удалось спустить шлюпки на воду и спасти большую часть экипажа.
Из 67 человек погибли четыре матроса, кочегар, санитар, мальчик-доброволец и комендант судна — отставной контр-адмирал Альфред Вильгельмс.
На очередной немедленный протест российского Красного Креста Берлин и Анкара ответили в своем фирменном стиле — ложью и демагогией. Слов сожаления у турок и немцев не нашлось и на этот раз.