МОСКВА, 4 апр — РИА Новости. Арбитражный суд Москвы отложил на 27 июня основные слушания по иску ОАО "Российские железные дороги" к Российской Федерации в лице министерств финансов и труда и социальной защиты о взыскании более 7 миллиардов рублей, передает корреспондент РИА Новости из зала суда.
Железнодорожная компания требует компенсировать ей за счет казны убытки, возникшие в связи с перевозками пассажиров по регулируемым тарифам в 2009 году. Столичный арбитраж в настоящее время рассматривает также иск "дочки" РЖД — АО "Федеральная пассажирская компания" (ФПК) — к РФ в лице Минфина о взыскании более 7,4 миллиарда рублей убытков. Об основаниях исковых требований в материалах суда пока не сообщается.
РЖД, ФПК и ее филиалы в разных регионах часто судятся с Минфином РФ по поводу выпадающих доходов из-за перевозки пассажиров по тарифам ниже рыночных. Самый крупный иск такого рода ФПК подала в столичный арбитраж в августе 2013 года. Компания требовала компенсировать ей убытки за 2011 год в размере почти 9 миллиардов рублей, возникшие от пассажироперевозок в плацкартных и общих вагонах дальнего следования по регулируемым тарифам, установленным государством.
ФПК заявила в суде, что регулируемые тарифы установлены ниже экономически обоснованного уровня, из-за чего ее потери в доходах превысили 38 миллиардов рублей. При этом, в соответствии с договором между ФПК и Росжелдором, компании было возмещено только более 29 миллиардов рублей. ФПК требовала возместить оставшуюся часть потерь — около 8,97 миллиарда рублей.
Арбитраж Москвы согласился с доводами истца о том, что государство обязано возмещать перевозчику 100% потерь, возникших из-за предоставленных им льгот и преимуществ по провозной плате, и в 2014 году удовлетворил иск.
Однако вышестоящие инстанции это решение не поддержали. Так, арбитражный суд Московского округа указал, что установление государством предельных цен является методом регулирования деятельности естественных монополий, а не предоставлением льгот и преимуществ каким-либо категориям потребителей. Соответственно, субсидии перевозчику на компенсацию потерь, возникающих в результате госрегулирования тарифов, предоставляются в качестве экономической поддержки государства, а не являются компенсацией убытков от предоставления льгот, отметил окружной суд. Верховный суд РФ в феврале 2015 года с таким подходом согласился.